Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Интервью с замруководителя Росстата Вячеславом Забелиным

Федеральная служба государственной статистики, несмотря на меняющиеся экономические условия, не намерена пересматривать планы по развитию своих информационных систем. О способах решения насущных задач, новых технологиях помощи Международного банка реконструкции и развития, а также обработки статистических данных в Крыму CNews побеседовал с заместителем руководителя Росстата Вячеславом Забелиным.

CNews: Происходит ли корректировка ИТ-бюджета на 2015 год. Есть ли проекты и задачи, которые пришлось отложить в связи с этим?

Вячеслав Забелин: Созданная в 2002–2011 годах информационно-вычислительная система (ИВС) Росстата была включена в сентябре 2011 года в реестр федеральных государственных информационных систем. Ее стоимость оценивается в i7 млрд. Для ее бесперебойного функционирования требуется ежегодно i1,4 млрд. Фактическое финансирование на эксплуатацию ИВС составляет менее половины от этой суммы. На реализацию новых ИТ-проектов средства из федерального бюджета Росстату не выделяются.

Концепция развития информационно-вычислительной системы Росстата на 2011–2017 годы реализуется благодаря Проекту «Развитие системы государственной статистики-2», финансируемому по Соглашению о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития. В Проекте присутствует компонента «В», предусматривающая совершенствование и модернизацию ИВС Росстата. На 2015 год сумма финансирования компоненты «В» составляет $12 млн, в том числе на модернизацию аппаратно-программной платформы – $4,7 млн, на модернизацию единой системы сбора, обработки (ЕССО), направленную на централизацию обработки данных, – $5 млн, на совершенствование технологии ведения и использования Статистического регистра – $2,3 млн.

CNews: Каковы условия МБРР. Формулируются ли пожелание по используемому ПО, какие то иные условия?

Вячеслав Забелин: План закупок по Проекту «Развитие системы государственной статистики-2» и План реализации проекта имеет пять компонент: компоненту А «Модернизация методологии экономической статистики», компоненту В «Развитие современной структуры и технологии систем сбора, обработки и распространения данных», компоненту С «Совершенствование социальной статистики», компоненту D «Развитие кадрового потенциала» и компоненту Е «Управление проектом». Каждая компонента детализируется до уровня конкретных мероприятий.

Инициирует предложения по перечню мероприятий Росстат. Предложения Росстата рассматриваются на Межведомственном координационном совете по реализации Проекта, проходят официальное согласование с Минэкономразвития, с Минфином и рассматриваются экспертами Всемирного банка.

Какие либо предпочтения по закупаемому в процессе реализации Проекта программного обеспечению Всемирный банк не высказывает. Конкурсные процедуры проводятся в соответствии с Руководством по реализации проектов, частично или полностью финансируемых из средств займов Международного банка.

CNews: Сейчас идет процесс создания ИВС Росстата нового поколения. Как минимум три этапа из 5-ти должны были завершиться в 2015 году. Удалось ли достичь планируемых показателей, и какой функционал будет в итоге в 2017 году?

Вячеслав Забелин: Реализовано два первых этапа и начался третий этап: внедрение универсальной системы сбора и обработки с переводом в нее всех задач. В рамках 1-го и 2-го этапа создания и внедрения ИВС Росстата нового поколения создана Единая ведомственная мультисервисная сеть, Единая служба технической поддержки, внедрен электронный документооборот, создано Единое хранилище данных (ЕХД) и система многомерного анализа данных с возможностями формирования произвольных запросов к ЕХД и подключения к ЕХД аналитических систем (IBM SPSS, IBM Cognos BI, Super STAR). В Единое хранилище данных загружено 8600 показателей из внутриведомственных баз данных Росстата (4300 показателей из Хранилища данных федерального уровня и 4300 показателей из Центральной базы статистических данных).

В январе 2014 года введена в промышленную эксплуатацию Система подготовки электронных экономических описаний (СПЭЭО), обеспечивающая формирование XML-шаблонов и их размещение на официальном сайте Росстата уже на этапе подготовки экономических описаний. Использование этой Системы центральным аппаратом Росстата должно обеспечить комфортные условия для полного перехода на электронный сбор данных в части своевременного размещения XML-шаблонов на официальном сайте Росстата.

В соответствии с Концепцией развития ИВС Росстата в 2015 году и в период 2016 и 2017 годов в рамках реализации Проекта «Развитие системы государственной статистики-2» планируются работы по модернизации Единой системы сбора и обработки, направленные на централизацию обработки первичных статистических данных.

Основной целью централизации является перевод работ по обработке статистической информации из региональных центров обработки данных в федеральный с повышением качества и скорости сбора статистических данных и снижением стоимости эксплуатации ЦОДов. В 2015 году в рамках Проекта «Развитие системы государственной статистики-2» должна быть завершена работа по централизации обработки данных статистических наблюдений по унифицированным формам федерального статистического наблюдения, играющим ключевую роль в системе национальных счетов России (формы П-1, П-2, П-3, П-4, П-5 (м)).

Данная работа тесно связана с проводимой в этом году в рамках Проекта «Развитие системы государственной статистики-2» работой по совершенствованию технологии ведения и использования Статистического регистра хозяйствующих субъектов на основе единого централизованного ресурса, выполнение которой позволит централизованно формировать согласованные каталоги хозяйствующих субъектов, представляющих первичные статистические данные по унифицированным формам федерального статистического наблюдения. В результате выполнения этих двух работ должна значительно повыситься согласованность выходных данных по унифицированным формам.

В 2017 году завершается перевод всех задач на централизованную обработку в федеральном центре обработки данных (Этап 5). К этому времени потребуется либо создание ведомственного федерального центра обработки данных с необходимыми ресурсами, либо использование ресурсов единого для всех федеральных органов исполнительной власти федерального центра обработки данных. Принятие решения по данному вопросу находится в компетенции Минкомсвязи России.

CNews: В чем отличие названных двух вариантов? Какова позиция Минкомсвязи на сегодня?

Вячеслав Забелин: В соответствии с поручением Правительства РФ Минкомсвязь России готовит концепцию создания единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры и считает необходимым при переходе на централизованную архитектуру ИВС Росстата предусмотреть использование указанной единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. Это слова из конкретного письма Минкомсвязи России в адрес Росстата. Возможно, федеральным органам исполнительной власти будет предложено отказаться от создания и эксплуатации собственных федеральных центров обработки данных, а использовать ресурсы некого единого федерального центра обработки данных. Этот подход в централизации обработки данных всех федеральных ведомств имеет немало преимуществ в части оптимизации бюджетных расходов на серверное хозяйство, на общесистемное программное обеспечение, на обеспечение информационной безопасности и т.д.

CNews: В концепции развития ИВС декларируется снижение годовых эксплуатационных затрат на ИВС путем применения современных информационных технологий. Расскажите о ключевых инструментах реализации этой задачи?

Вячеслав Забелин: Как показало время, самым значимым и самым сложным для реализации в системе государственной статистики является принцип централизации обработки данных.

Централизация обработки данных должна достигаться как за счет отказа от региональных центров обработки информации в каждом территориальном органе государственной статистики и использования федерального центра обработки данных, так и за счет создания унифицированной информационной системы обработки данных по различным статистическим обследованиям и наблюдениям. Реализация данного принципа обеспечит ведение централизованного автоматизированного контроля первичных данных, ускорит формирование сводных статистических данных, а также существенным образом снизит расходы на содержание информационно-вычислительной системы Росстата.

Вячеслав Забелин: При выборе программного продукта Росстат руководствуется известными принципами: функциональные возможности продукта и его цена

Это, в свою очередь, приведет к изменению и перераспределению функций между территориальными органами и центральным аппаратом Росстата и, соответственно, снижению трудозатрат на региональном уровне.

CNews: Какие основные проблемы и сложности существуют при сборе и обработке стат. информации?

Вячеслав Забелин: Основной проблемой при сборе статистической информации является проблема перехода от бумажного документооборота к полномасштабному внедрению электронного сбора отчетности.

Во-первых, необходимо отменить рассылку респондентам бланков форм федерального статистического наблюдения и ограничиться размещением их на официальном сайте. Отмена доведения субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов позволит субъектам официального статистического учета избежать расходы на тиражирование бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению и их доведение до респондентов, а необходимость распечатывать и заполнять бланки форм федерального статистического наблюдения для последующего их представления субъектам официального статистического учета будет мотивировать респондентов к предоставлению отчетности электронном виде.

Во-вторых, необходимо от добровольного представления отчетности в электронном виде перейти к обязательном представлению отчетности в электронном виде. Это позволит сократить время на формирование государственного информационного ресурса за счет сокращения времени на ввод отчетности, повысит его достоверность и актуальность.

Соответствующие предложения по внесению изменений в действующие нормативные акты Росстатом подготовлены, размещены на сайте regulation.gov.ru и направлены на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

CNews: Согласно методических рекомендаций Росстата интеграция итоговых данных по результатам обследования в ИКТ и итоговыми данными занятости населения, примеру, должна производиться в ПК IBM SPSS Statistics. А российский продукт может быть разработан? Аналог SPSS. Нет альтернативы?

Вячеслав Забелин: При выборе программного продукта Росстат руководствуется известными принципами: функциональные возможности продукта и его цена. Цена за использование программного обеспечения системы статистического анализа ИВС Росстата была определена на конкурсной основе в январе месяце этого года и составляет i48 млн (использование SPSS центральным аппаратом и территориальными органами Росстата). Аукцион выиграла компания «Прогнозные решения». Росстату предоставлено 578 лицензий на SPSS.

Почему на рынке программных продуктов нет конкурентноспособного российского аналога SPSS это вопрос не к Росстату. Ответ на вопрос о наличии российских аналогов зарубежных программных продуктов, наверное, надо искать в государственной политике.

CNews: Появятся ли какие-либо новые сервисы и приложения в ближайшее время (на портале и т.д.) Будут ли среди них те, которые сократят бумажный документооборот?

Вячеслав Забелин: Отмена рассылки респондентам бланков форм федерального статистического наблюдения и переход от бумажного документооборота к полномасштабному представлению отчетности в электронном виде потребует не только размещения на официальном сайте Росстата всех форм федерального статистического наблюдения и их XML-шаблонов, но и нового сервиса, позволяющего хозяйствующему субъекту получить перечень форм федерального статистического наблюдения, по которым он обязан представлять отчетность в органы государственной статистики.

CNews: Внешние пользователи кроме портала получают еще, каким либо способом информацию из ИВС? Проекты по автоматизации приводят к росту использования статистической информации внешними пользователями? Доступность баз данных повысилась?

Вячеслав Забелин: Официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ размещается ими на официальных сайтах и загружается в ЕМИСС.

Если в марте 2012 года в ЕМИСС было 3682 показателя, в том числе 1522 показателя Росстата, то в марте 2015 года число показателей в ЕМИСС возросло до 4925-и (увеличилось на треть), при этом число показателей Росстата возросло до 2381-го (увеличилось в полтора раза).

Востребованность статистической информации внешними информационными системами можно отследить на примере технологической карты межведомственного взаимодействия – поставщика данных для ГАС «Управление» (ТКМВ): если в марте 2012 года в ТКМВ был 161 показатель ЕМИСС, то сегодня в ТКМВ 1682 показателя ЕМИСС (10-и кратное увеличение).

Государственная программа «Информационное общество» имеет показатель (индикатор) «Доля показателей ЕМИСС, доступных в формате открытых данных»: 2014 год – 20%, 2015 год – 50%, 2016 год – 80%, 2017 год и последующие годы – 100%. Таким образом, начиная с 2017 года вся официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета должна быть доступна в формате открытых данных.

CNews: Что за технология Сбор статистических данных с использованием мини-терминалов упоминается в концепции развития ИВС. Функционирует она на текущий момент и как?

Вячеслав Забелин: В настоящее время в Росстате используется технология сбора статистической информации, основанная на заполнении интервьюерами опросных листов и последующем вводе информации с бумажных носителей в систему обработки статистических данных.

Существующая технология подлежит модернизации за счет применения планшетных компьютеров (ПАК). Применение ПАК должно уменьшить затраты на подготовку и проведение обследования (исключение затрат на бланки форм опросных листов, сокращение времени проведения обследования за счет исключения двойных ручных операций записи ответов и переноса с бумажных носителей в систему обработки статистических данных, повышение качества обследования за счет встроенного контроля при вводе данных в ПАК в процессе интервьюирования).

Система мобильного сбора данных для регистрации цен и тарифов на товары и услуги прошла апробацию и будет введена в промышленную эксплуатацию в этом году. Данная технология будет использована и в других обследованиях, в том числе, при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году.

CNews: Где и как в информационной архитектуре статистического ведомства используются облачные технологии?

Вячеслав Забелин: Облачные технологии Росстатом не используются.

CNews: В сбор статистических данных в 2015 году Крым и Севастополь войдут? Применяются уже АИС в тероргане? Нет ли сложностей для поставщиков ПО в АИС Росстата для полуострова в связи с санкциями?

Вячеслав Забелин: Приказом Росстата от 1 апреля 2014 года был утвержден План действий по организации официального статистического наблюдения в республике Крым и городе федерального значения Севастополе на период до 1 января 2015 года. В соответствии с этим Планом была проведена работа по расширению корпоративной сети передачи данных ИВС Росстата, по доработке подсистемы единой ведомственной мультисервисной сети и подсистемы обеспечения безопасности ИВС Росстата для интеграции Крымстата и Севастопольстата. Одновременно, в 2014 году проходила подготовка и проведение федерального статистического наблюдения «Перепись населения в Крымском федеральном округе». Большое спасибо за выполненную работу сотрудникам Крымстата и Севастопольстата, сотрудникам близлежащих и не только близлежащих территориальных органов Росстата за оказанную помощь. В переходный период 2014 года Росстату необходимо было обеспечить формирование официальной статистической информации по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, используя результаты статистических наблюдений, организованных по методологии Госкомстата Украины.

Крымстат и Севастопольстат находятся в зоне особого внимания центрального аппарата Росстата. Постоянную помощь по установке и использованию программного обеспечения им оказывают сотрудники Краснодарстата.

В конкурсных документациях на оказание услуг и поставку товаров для территориальных органов Росстата в явном виде указываются Крымстат и Севастопольстат. Проблемы, иногда, возникают по сроками доставки – трудности создает переправа. Санкции сказываются на стоимости закупаемого оборудования и общесистемного программного обеспечения в целом.

CNews: Известно, что для многих поставщиков иностранного ПО запрещено на уровне их государств резидентов применять свое ПО на территории Крыма. Нет ли такой сложности для ПО используемого в системах Росстата применительно к Крымскому полуострову?

Вячеслав Забелин: Специализированое программное обеспечение, поставляемое Росстатом в территориальные органы государственной статистики, необходимое для выполнения ими производственного плана работ Росстата, разрабатывается российскими компаниями, поэтому сложности, связанные с санкциями против Крыма территориальных органов не коснулись.

Антон Кураш