Разделы

ПО Безопасность Бизнес Интернет Цифровизация ИТ в госсекторе Импортонезависимость Конференции

Госсектор не намерен отказываться от цифровых проектов

Последствия недавней эпидемии коронавируса в сочетании со сложной внешнеполитической обстановкой в одночасье изменили все уровни российской ИТ-сферы. Тем не менее большинство ведомств и работающих с ними представителей бизнеса смогло справиться с вызовами и наметить новые пути развития. О том, как будет дальше меняться «цифровая начинка» государства, какие технологии помогут обрести суверенитет в области ИТ и что уже сделано в этом направлении, говорили гости и участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровизация госсектора 2022».

Алексей Новожилов: Low-code подтягивает к разработке ИТ-решений людей, далеких от программирования

Россия — один из мировых лидеров по качеству и доступности интернет-услуг, но инфраструктура продолжает зависеть от иностранных технологий. В стране огромный спрос на отечественное ПО, но не хватает высококлассных кадров, чтобы его удовлетворить. О том, как в этом случае может помочь Low-code, рассказал Алексей Новожилов, cтарший специалист по работе с ключевыми клиентами Comindware.

CNews: В чем сходство и различие процессов цифровизации бизнеса и госсектора?

Алексей Новожилов: По нашему мнению, сходство заключается в клиентоориентированном подходе к управлению бизнес-процессами, хотя для представителей госсектора привычней другой термин — управление регламентами. За счет цифровизации государство, точно так же как бизнес, улучшает качество своих услуг в плане скорости, прозрачности, точности и доступности.

Оба участника понимают, что ИТ — это не ресурс, а инструмент, которым нужно управлять с учетом интересов конечного потребителя. При этом и государство, и бизнес пытаются сокращать издержки в процессе цифровизации, экономно расходовать имеющиеся ресурсы, подбирать оптимальный стек технологий для реализации проектов.

С другой стороны, бизнес все же более эгоистичен, для него конечная цель цифровизации — увеличение прибыли, а государство нацелено на более глубокие изменения не только в экономической, но и социальной, политической и культурной сферах. Если бизнес создает условия для извлечения прибыли, то государство создает условия для развития. Российское государство продолжает оставаться главным драйвером цифровой трансформации в стране, потому что оно инициирует проекты стратегического масштаба. Компании, которые в них участвуют, получает очень большой толчок к развитию.

CNews: Какие проблемы возникают в госсекторе?

Алексей Новожилов: Если посмотреть на подготовленный совместно с Минцифры и Росстатом статистический сборник ВШЭ «Индикаторы цифровой экономики», то можно увидеть, что Россия находится в середине международных рейтингов цифрового развития. Тот же доклад показывает, что темпы цифровизации устойчиво повышаются, но этого все равно недостаточно, чтобы выйти в лидеры. Нужен качественный скачок, но ему мешают инфраструктурные и кадровые ограничения.

Россия — один из мировых лидеров по качеству и доступности интернет-услуг, но инфраструктура продолжает зависеть от иностранных технологий. Мы наблюдаем огромный спрос на отечественное ПО, особенно после введения санкций, но не хватает высококлассных кадров, чтобы его удовлетворить. В ответ на сложившуюся ситуацию мы подготовили программу ускоренного импортозамещения ПО, чтобы помочь организациям преодолеть кризис.

Однако основная проблема глубже. Существует гигантский разрыв между цифровой компетентностью граждан и навыками ИТ-специалистов. Росстат приводит данные за 2020 г., согласно которым только 0,7 % граждан в возрасте от 15 до 72 лет обладают навыками самостоятельного написания ПО. Это очень мало для полномасштабной цифровой трансформации.

CNews: Какие технологии могли бы помочь в решении этих проблем?

Алексей Новожилов: Мы в Comindware считаем, что low-code платформы — это очень перспективная технология, которая позволяет преодолеть разрыв между пользователями и ИТ. Можно вспомнить пример с индустриальной революцией, в которой активно участвовали сами рабочие заводов, предлагая улучшения производственных процессов. Low-code подтягивает к разработке ИТ-решений людей, далеких от программирования, и они постепенно начинают осваивать технический язык, более грамотно формулируют свои требования к ПО, перестают быть пассивными потребителями технологий и включаются в процессы цифровизации.

Это особенно важно на региональном уровне, где темпы цифровизации заметно ниже, чем в Москве, и не хватает кадровых ресурсов. По нашему мнению, для регионов разработка на Low-code платформе — это не столько доступный способ цифровизации, сколько простой способ перенять передовые практики цифровой трансформации. С той же целью мы открыли Академию Цифровой Трансформации, которая помогает ВУЗам закрыть растущий дефицит профессионалов.









Федор Дуленков