Спецпроекты

На что будут потрачены миллиарды, выделенные на цифровизацию РЖД

Внедрения ИТ в госсекторе

150 млрд руб. инвестиций принесут 400 млрд руб. для экономики страны — таковы финансовые показатели реализации стратегии цифровой трансформации, которая была принята советом директоров РЖД в октябре 2019 г. Сайт корпорации тогда отчитался о масштабных начинаниях достаточно сухо, но лишь потому, что это были только начинания. Спустя без малого полгода можно делать первые выводы.

Как изменится РЖД

Планы цифровизации РЖД документально были закреплены еще в марте 2019 г., но тогда это было распоряжение правительства. Совет директоров компании представил их в виде стройной программы в середине осени. Помимо логичных заявлений про импортозамещение и сквозные технологии, в РЖД пообещали менять корпоративную культуру, повышать эффективность старых бизнес-процессов и формировать новые, а также расширять набор предлагаемых услуг. До 2025 г. на это потратят 150 млрд руб.

«На транспортный сектор окажет колоссальное влияние «цифровая революция». Получат широкое распространение интеллектуальные технологии управления движением (в том числе полностью безлюдные), интернет вещей, решения будут приниматься на основе больших данных. На первый план выйдут вопросы кибербезопасности», — предрекал за полтора года до подписания документа генеральный директор РЖД Олег Белозеров, добавивший, что в компании существует большой спрос на специалистов, которые смогут помочь с осуществлением цифровой трансформации отрасли.

Каким будет новый подход к цифровизации

Если раньше в РЖД меняли системы, исходя из текущих запросов бизнеса, то теперь подход стал более стратегическим. В планах — внедрение восьми ключевых платформ: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава и непроизводственных процессов.

РЖД внедрит восемь платформ, которые изменят пассажирские и грузовые перевозки

Конечной целью их внедрения станет максимально оперативный и по возможности электронный контакт с клиентами (включая ЭДО при перевозках по России и ЕС), сопровождение пассажиров и грузов «от двери до двери», тотальная персонификация и гибкость в тарифах, программа лояльности. Сама РЖД получит прозрачное и сквозное управление своими бизнес- и ИТ-процессами, в основе которых будут самые передовые и востребованные технологии — от искусственного интеллекта и распределенных реестров до квантовых вычислений и промышленного интернета вещей. На системном уровне предполагается создание единого информационного пространства перевозок, формирование сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса и единой интегрированной автоматизированной системы управления с оптимизацией корпоративных систем управления предприятием.

Что уже изменилось для клиентов

Самую заметную для клиентов компании (и физических лиц, и юридических) модернизацию прошел сайт РЖД. Речь не только и не столько о дизайне, сколько о предлагаемых сервисах и насыщенной функциональности. Физлица получили упрощенную систему покупки билетов. Стали доступны рейсы с пересадками, в том числе — на другие виды транспорта, например, самолеты или автобусы (в этом и заключается мультимодальность в названии одной из платформ). Не исключено, что разработчики вдохновлялись примерами площадок-агрегаторов, которые в эпоху уберизации съедают значительную часть рынка. Впрочем, у РЖД есть причина выглядеть более привлекательно: даже на старом дизайне компания занимала четвертое место по доле онлайн-выручки в Рунете (172,2 млрд руб. по итогам 2019 г.), уступая лишь Wildberries, «Аэрофлоту» и AliExpress Russia.

Что любопытно, сайт стал более актуальным по сравнению со своим предшественником. Это можно заметить по мелочам: скажем, процедуру возврата билетов можно изучить прямо на главной странице ресурса, не закапываясь на полчаса в карту сайта. Тут же — услуги до, во время и после поездки, а также свежая информация по коронавирусу, что особенно актуально в условиях железнодорожных перевозок.


Отдельный раздел сайта посвящен грузовым перевозкам. Интуитивно понятная навигация позволит получить всю информацию по услугам (включая таможенное оформление и транспортно-логистические вопросы), есть личный кабинет и даже калькулятор для расчета стоимости отправки груза.


«Цель цифровизации — это повышение качества предоставляемых транспортных и логистических услуг за счет применения цифровых технологий. Например, благодаря электронно-торговой площадке для желающих отправить груз срок первого контакта с РЖД сократился с нескольких дней до нескольких минут», — приводит пример директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин.

Как меняется работа внутри РЖД

Стратегия цифровой трансформации серьезно затронула вопросы, связанные с управлением персоналом компании. Строго говоря, эта работа велась и до октября 2019 г. Сотрудникам РЖД, например, был доступен внутренний Сервисный портал с несколькими десятками функций. Среди них были онлайн-получение справок 2НДФЛ и расчетных листков. Но теперь эта работа усиливается за счет внедрения передовых HR-технологий. Это и методы обучения персонала, и его подбор и наём, и возможность самостоятельного формирования социального пакета, и создание и развитие технологий быстрого взаимодействия работника с работодателем. Серьезное внимание компания уделяет автоматизации и роботизации рутинных процессов с помощью аналитики больших данных, а наибольший прогресс достигнут как раз в HR-департаменте.

«От того, каким компетенциям мы будем обучать сотрудников, зависит наш успех в будущем. Мы ведем очень большую работу совместно с образовательными центрами для того, чтобы выстроить единую цепочку поиска талантливых молодых людей, начиная со школьной скамьи и сопровождения их в период получения образования и затем — их приема на работу в компанию», — уверен Евгений Чаркин.

В этом направлении РЖД уже дошел до пилотирования VR-тренажеров для путейцев и локомотивных бригад. В промышленную эксплуатацию первыми должны поступить комплексы для сотрудников с высоким риском травматизма. Кроме того VR- и AR-тренажеры позволят отрабатывать навыки с технически сложным оборудованием.

Зачем РЖД работает со стартапами

Важная часть трансформации компании — программа корпоративной акселерации, запущенная совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Осенью 2019 г. на участие в нем было подано 720 заявок от стартапов, география которых включала не только Россию, но и Италия, Тайвань и даже Узбекистан. В итоге победителей оказалось семеро.

«Для РЖД это был первый опыт проведения акселерационной программы, но можно уверенно говорить, что он удался. Теперь необходимо внедрить эти разработки в жизнь, чтобы сделать железные дороги еще более доступными, комфортными и эффективными как для пассажиров и грузоотправителей, так и для сотрудников компании», — заявил заместитель генерального директора РЖД Сергей Кобзев.

Помимо этого, технологичные компании привлекают в регионах страны: по всей России создается сеть инновационных площадок. Промышленные предприятия на периферии смогут получать заказы от РЖД на создание прорывной продукции.