Разделы

ИТ в госсекторе

Глава Комитета ИТ и связи Петербурга Иван Громов о приоритетах информатизации

Северная столица не меньше Москвы является опытным полигоном для внедрения различных инновационных проектов. С учетом разницы бюджетов этот опыт мог быть даже более полезен регионам. CNews выяснил, на чем концентрируются усилия по автоматизации «культурной столицы России», у председателя КИиС СПб И.А. Громова.

За 2015 год федеральными органами власти было направлено около 34 тыс. запросов р-сведений в органы власти Санкт-Петербурга. Наиболее активными потребителями р-сведений являются Росреестр (35% всех запросов) и Федеральная служба судебных приставов (9% всех запросов). Стоит отметить, что если от федеральных ведомств мы получаем всего лишь десятки тысяч запросов р-сведений в год, то в обратную сторону − от Санкт-Петербурга в федеральные ведомства − ежегодно отправляются десятки миллионов запросов. То есть востребованность р-сведений со стороны федерального центра на три порядка ниже, чем востребованность федеральных сведений (ф-сведений) со стороны региона.

В СМЭВ Санкт-Петербурга обеспечивается автоматизированный мониторинг работоспособности и доступности всех сервисов, как федеральных, так и региональных. Результаты мониторинга отображаются в открытом доступе на городском портале СМЭВ (smev.spb.ru) в режиме реального времени. Должностные лица муниципальных органов власти могут также использовать смс-оповещение, личные кабинеты на портале и мобильные приложения, чтобы постоянно быть информированными о состоянии межведомственных сервисов и статусе запросов-ответов. Подавляющее большинство органов муниципальной власти, являющихся участниками межведомственного взаимодействия и в части запросов ф-сведений, и в части предоставления р-сведений, обеспечивают 100-процентную работоспособность своих сервисов 24 часа в сутки. Нареканий на городские р-сервисы со стороны федеральных ведомств в службу технической поддержки СМЭВ СПб ни разу не поступало.

CNews: На портале госуслуг Петербурга размещены только региональные услуги. Удобно ли за федеральными услугами обращаться на ЕПГУ?

Иван Громов: Важно понимать, что услуги предоставляются не на порталах и не порталами; порталы – это только витрина и точка доступа гражданина для взаимодействия с государством. Если учесть количество федеральных, региональных и муниципальных органов власти и учреждений в масштабах всей страны со своими особенностями в порядке оказания государственных и муниципальных услуг, то становится понятным, почему многие субъекты РФ имеют собственные региональные порталы госуслуг, а в некоторых случаях – и отдельные ведомственные и муниципальные сайты, наиболее полно отвечающие специфическим потребностям целевой аудитории своих пользователей.

Если говорить об опыте нашего города в сфере оказания электронных госуслуг, достаточно напомнить, что портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru) начал свою работу в 2007 году – на два года раньше Единого федерального (gosuslugi.ru). Мы были одними из первопроходцев в вопросе информатизации госуслуг, и этим многое объясняется. Действительно, наш региональный портал адаптирован под особенности предоставления услуг в Санкт-Петербурге и акцентирует внимание горожан на услугах, предоставляемых именно региональными органами власти. Однако наряду с этим на городском портале также доступны и информационные материалы, касающиеся наиболее популярных среди петербуржцев услуг федеральных ведомств. Так, если человек, зайдя на региональный портал, введет, например, в строке поиска слово «загранпаспорт», ему откроется страница, на которой будет приведено подробное описание услуги УФМС по выдаче заграничного паспорта гражданина РФ, а также станет доступна ссылка для перехода на ЕПГУ с целью подачи заявления на услугу в электронном виде. Таким образом, на портале Санкт-Петербурга предоставляется доступ не только к региональным, но и к федеральным госуслугам.

Следует отметить, что востребованность аналогичных услуг в разных субъектах РФ может существенно отличаться. Например, в одних регионах потребность в услуге по обеспечению льготных категорий граждан твердым топливом, проще говоря, дровами может быть очень велика, а в других – крайне низкая. То же относится и к получению загранпаспорта, о котором упоминалось выше. Жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также граждане других субъектов РФ с городами-миллионниками чаще выезжают за рубеж в отличие от граждан, проживающих в провинции.

Сейчас на региональном портале госуслуг Санкт-Петербурга опубликована информация о 549 услугах. Через электронную приемную можно получить 197 госуслуги, в том числе 150 региональных и 44 федеральные услуги. Кроме этого, доступ к 132 региональным электронным услугам Петербурга открыт и на ЕПГУ. Статистика обращений свидетельствует, что за р-сведениями граждане обращаются в 38 раз чаще на региональный, а не федеральный портал.

Разграничение размещения федеральных и региональных услуг на ЕПГУ и региональных порталах субъектов РФ обусловлено экономическими факторами. Дело в том, что разработка, внедрение и сопровождение технологий и сервисов электронного правительства обеспечивается за счет разных бюджетов: федерального или региональных и муниципальных. Поэтому ни один субъект РФ не имеет возможности и целесообразности полноценной реализации услуг федеральных ведомств на своих порталах и в своих информационных системах. И наоборот, размещение региональных и муниципальных услуг на ЕПГУ не финансируется федеральным бюджетом. Этим объясняется тот факт, что за федеральными услугами удобнее обращаться напрямую через ЕПГУ. А услуги субъектов РФ и муниципалитетов активно поддерживаются и своевременно актуализируются на региональных Интернет-порталах, управление которыми сосредоточено в руках местных органов власти.

В дополнение хочу отметить, что мы очень ждем развития проекта Минкомсвязи «Открытая платформа госуслуг», в рамках которого предполагается использование специальных виджетов ЕПГУ с перекрестными ссылками на самые популярные услуги между Единым федеральным порталом и порталами и сайтами различных органов власти и ведомств. Пилотный запуск проекта стартовал 14 октября 2015 года на московском портале городских услуг. Очевидно, что в случае успешной реализации этот проект поможет объединить многочисленные Интернет-ресурсы оказания госуслуг и даст возможность пользователям с легкостью разобраться во всем многообразии источников информации по данной теме.

Отдельно хочется подчеркнуть, что регистрация и авторизация пользователей на региональном портале госуслуг Санкт-Петербурга, так же как и на ЕПГУ, осуществляется в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

CNews: Расскажите о системе «Кабинет согласований». Какие уникальные результаты ее работы вы получили?

Иван Громов: С 1 июля 2012 года всем органам власти, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, запрещено требовать от заявителей документы, которые могут быть получены от других органов власти, а также вынуждать граждан самостоятельно осуществлять сбор и согласование разных документов в государственных структурах. Но если вопросам организации межведомственного электронного взаимодействия в последние три года было уделено очень много внимания, то проблемами промежуточного согласования документации заявителя в ходе предоставления услуг, в том числе со стороны коммерческих компаний и общественных организаций, мало кто занимался.

Тем не менее, в Санкт-Петербурге вопрос реализации согласований при предоставлении госуслуг в электронном виде был поднят еще в 2011 году. Именно тогда КИиС совместно с Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ) началась разработка механизма электронных согласований при предоставлении услуг в сфере благоустройства. Чтобы понять, зачем это городу было нужно, стоит рассказать о том, как это происходило «по старинке». Юридическое лицо-заявитель, планирующее провести, например, реконструкцию дороги, разрабатывало большой пакет разрешительной и проектно-технической документации, необходимой для получения соответствующего ордера на производство работ. Дальше начинались скитания. В среднем представителю заявителя нужно было обойти не менее 10 согласующих инстанций, каждая из которых рассматривала документы в срок до недели. При этом заявитель должен был самостоятельно перемещать документы из одного кабинета в другой. И если кто-либо из последующих участников согласования обнаруживал необходимость доработки какого-нибудь из документов, то сбор подписей начинался заново. И так происходило по кругу зачастую в течение нескольких месяцев и даже в отдельных случаях до полутора лет.

Было принято решение создать специальный программный комплекс «Кабинет согласований». Он был разработан в составе Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ). В дальнейшем комплекс был доработан в качестве полноценной функциональной подсистемы МАИС ЭГУ. Основной принцип, который был заложен в основу работы подсистемы «Кабинет согласований» – это организация параллельного процесса рассмотрения и визирования документов в электронном виде всеми заинтересованными органами и организациями. Такое решение позволило максимально сократить сроки согласования вне зависимости от количества участников из числа согласующих сторон. В настоящее время перечень участников комплекса включает более 150 организаций различной отраслевой принадлежности.

После внедрения «Кабинета согласований» срок рассмотрения всех документов заявителя для выдачи ордера на производство работ, связанных с благоустройством, не превышает 5-ти рабочих дней. Вспомогательным эффективным механизмом мотивирования всех согласующих сторон к активной согласующей деятельности явилось распоряжение ГАТИ, в котором было нормативно закреплено, что отсутствие ответа от согласующей организации в течение установленного регламентного срока (5 рабочих дней) автоматически приравнивается к положительному согласованию. Таким образом, длительность административных процедур была сокращена минимум в 4 раза.

Государственные служащие получили удобный современный инструмент для выполнения своей ежедневной «бумажной» работы. К существенным преимуществам «Кабинета согласований» можно отнести и то, что к процедурам электронных согласований подключены организации, не принимающие непосредственного участия в рассмотрении документов заявителя, но обладающие важной информацией (например, владельцы инженерных коммуникаций или разработчики программ проведения ремонтных и строительных работ). Наличие этих сведений может повлиять на принятие ответственным должностным лицом положительного или отрицательного решения. Благодаря этому государственные служащие получили открытый доступ к необходимой дополнительной информации. Вследствие этих мер в городе в целом снизились риски непреднамеренного нанесения ущерба государственному имуществу в ходе производства работ, а также исключено возникновение ситуаций, когда одна бригада рабочих сначала проводит мероприятия по благоустройству территории, а вслед за ней другая бригада приступает к вскрытию дорожного покрытия.

«Кабинет согласований» был введен в эксплуатацию в июне 2012 года. За все время функционирования подсистемы с ее помощью было проведено чуть меньше миллиона электронных согласований. Это означает, что именно столько раз заявителям не пришлось перевозить документы между различными структурами.

Данный проект был по достоинству оценен на конкурсе «ПРОФ-IT 2014», а также получил второе место в номинации «IT в предоставлении государственных и муниципальных услуг». В текущем году «Кабинет согласований» после модернизации и перевода на свободно распространяемое программное победил на конкурсе российских ИТ-проектов «CNews Awards 2015» в номинации «Электронное взаимодействие в госсекторе», результаты которого были подведены 12 ноября 2015 года в рамках ежегодного форума «CNews Forum 2015: Информационные технологии завтра».

CNews: Минкомсвязи объявлял о запуске пилотного проекта по электронному медицинскому полису в Санкт-Петербурге. Как продвигается эта работа сейчас и в чем смысл инициативы?

Иван Громов: Суть проекта заключается в обеспечении возможности заказа и получения гражданином электронного полиса ОМС через региональный портал госуслуг Санкт-Петербурга и в дальнейшем через Единый федеральный портал.

Хочу обратить внимание, что под электронным полисом в рамках данного проекта понимается не бумажный документ или пластиковая карта с чипом, а электронная запись в реестре полисов ОМС, централизованное ведение которого обеспечивает Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (ТФ ОМС). Такой подход позволит существенно сократить затраты на оформление и выдачу полисов, а также избавит петербуржцев от необходимости получения полиса ОМС на материальном носителе и его предъявления при обращении в медицинские учреждения.

На этапе пилотного проекта мы специально не стали увеличивать список организаций-участников, чтобы проработать весь бизнес-процесс. На региональном портале госуслуг Петербурга разработана интерактивная форма для подачи заявления на получение полиса ОМС в электронном виде. В настоящее время эта форма размещена в тестовой среде, ее вывод на продуктивный контур портала будет произведен после завершения всего комплекса необходимых работ, включающих в том числе интеграцию информационной системы ТФ ОМС с порталом госуслуг СПб и информационными системами медицинских учреждений.

Согласно плану Минкомсвязи, тестовый запуск электронной услуги в рамках реализуемого проекта может состояться до конца 2015 года. Конечно, говорить о том, что с января 2016 года во всех субъектах РФ начнется отказ от бумажного полиса ОМС, пока рано. Первоначально будет реализована техническая возможность получения электронного полиса ОМС на всей территории РФ. Необходимо будет решить задачи по взаимодействию ТФ ОМС со страховыми медицинскими организациями и ЛПУ. При этом существующий порядок получения полиса ОМС будет сохраняться до внесения необходимых изменений в действующее законодательство как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Минздрав России, Федеральный фонд ОМС и Минкомсвязь России планируют использовать результаты пилотного проекта для подготовки конкретных предложений по корректировке существующей нормативно-правовой базы. Таким образом, переход на электронные полисы ОМС будет плавным и последовательным, основанным на практической апробации информационных технологий исполнения административных процедур и их регламентации на законодательном уровне.

Особо следует отметить, что данный пилотный проект реализуется только в Санкт-Петербурге. Мы благодарны Минкомсвязи России за оказанное доверие.

CNews: Недавно Минкомсвязи представило регионам методические рекомендации по переводу госуслуг в электронный вид. Какова ваша оценка положений данного документа?

Иван Громов: Моя позиция по этому вопросу однозначна: единая стратегия продвижения электронного способа получения государственных услуг – это неотъемлемая часть общего пути к достижению требуемого результата. Только при условии, что инициатива Минкомсвязи будет одобрена и подхвачена абсолютно всеми органами власти, мы сможем вместе достичь поставленной цели.

Из имеющихся минусов рекомендаций я вижу лишь то, что наполнение репозитория соответствующими промо-материалами, без которых сама методика не может носить прикладной характер, происходит достаточно медленно. К сожалению, в данный момент у нас нет возможности ознакомиться со всем многообразием заявленных материалов, то есть не можем оценить их реальную ценность и проанализировать качество проработки всех предложений, чтобы рассчитать объемы затрат на их реализацию за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. Я очень надеюсь, что в ближайшее время нам будет предоставлен доступ ко всем разработкам Минкомсвязи, чтобы мои коллеги из разных субъектов РФ смогли по достоинству оценить способы продвижения электронных госуслуг и, главное, применить это на практике с максимально положительным эффектом.

CNews: Как в городе решается вопрос с популяризацией госуслуг?

Иван Громов: До недавних пор вопросу популяризации электронных госуслуг и сервисов в Санкт-Петербурге не уделялось достаточного внимания. Это было обусловлено разными причинами, начиная от преград административного характера и заканчивая кадровыми и финансовыми ограничениями. Системный подход к проведению рекламных акций в основном затрагивал госуслуги, предоставляемые на базе многофункциональных центров (МФЦ). Продвижение электронных госуслуг осуществлялось фрагментарно и разрозненно силами отдельных региональных ведомств. Согласно статистике, доля граждан, предпочитающих электронный способ получения госуслуг взамен привычного личного посещения органа власти или МФЦ, оказалась невелика. Настоящее осознание необходимости проведения мероприятий в отношении популяризации технологий электронного правительства во многом связано с ходом исполнения Указа президента № 601.

Мы активно продвигаем тематические мероприятия, связанные с электронным правительством, с участием как разработчиков в сфере ИКТ, так и простых горожан. Так, например, в июне этого года в Санкт-Петербурге был проведен хакатон «Code4Piter» среди студенческих команд различных вузов Северо-Западного федерального округа. Хочу особо подчеркнуть, что инициативу поддержало Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, и в следующем году планируется организовать всероссийский хакатон.

С 1 октября по 30 ноября текущего года у нас реализуется первый совместный с Комитетом по образованию полномасштабный проект по популяризации семи Интернет-ресурсов Санкт-Петербурга – конкурс «IT-школа 2015». Цель конкурса – привлечь наибольшее количество петербуржцев (школьников, родителей, их родственников, друзей и знакомых) к выполнению конкурсных заданий, в ходе которых участники получают необходимые знания и навыки в сфере использования механизмов электронного правительства.

Кроме вышеуказанных мероприятий, мы традиционно проводим различные семинары и конференции для специалистов и обычных пользователей, организуем на постоянной основе бесплатные учебные курсы для граждан, не владеющих компьютерной грамотностью.

Безопасный город

CNews: Вы говорили о том, что использование системы видеонаблюдения в городе привело к экономии. Расскажите, в чем именно заключалась эта стратегия?

Иван Громов: Система видеонаблюдения начала создаваться в Петербурге с октября 2005 года, после утверждения Концепции АИС обеспечения безопасности жизнедеятельности. С 2006 по 2014 год проводилась планомерная работа по организации и развитию этой системы: в 13 административных районах было установлено более 3,5 тыс. видеокамер и 120 терминалов экстренного вызова полиции «Гражданин–Полиция», значительные средства были вложены в закупку телекоммуникационного оборудования и строительно-монтажные работы. Разумеется, для такого мегаполиса, как Петербург, этого количества видеокамер недостаточно. Надо было найти решения, которые позволили бы в короткие сроки расширить сеть видеокамер в разы без увеличения нагрузки на бюджет, а еще лучше – со снижением. И такое решение было найдено.

Был тщательно проанализирован опыт Москвы, где в 2012–2013 годы активно расширялись сети видеокамер с применением так называемой «сервисной модели» оказания услуг. На стадии проектирования системы было принято решение отказаться от самостоятельного приобретения, монтажа, эксплуатации камер и закупать услуги связи у операторов, победивших на открытых конкурсах. Услуга, не соответствующая заявленному требованию качества, не подлежит оплате госзаказчиком.

Переход к стратегии развития с использованием концепции «видеонаблюдение как сервис» не только позволил снизить затраты на содержание материально-технической базы, но и повысил эффективность городской системы видеонаблюдения в целом. Теперь муниципальные органы могут оперативно отслеживать работу подрядных организаций по уборке улиц, контролировать устранение замечаний и жалоб горожан, поступающих на портал «Наш Санкт-Петербург» и многое другое.

Первые промежуточные итоги показали эффективность и рациональность принятого решения. Если в 2014 году на оснащение Адмиралтейского и Невского районов средствами видеонаблюдения в количестве 477 видеокамер и распределенной системой хранения данных было израсходовано около 350 млн рублей, то в текущем году с переходом на сервисную модель затраты на оснащение трех новых районов города 6 714 видеокамерами (1-й этап реализации проекта) составили порядка 117,7 млн рублей. В целом проект позволил увеличить количество камер более чем в 4 раза при сопоставимом бюджете за прошлые годы.

CNews: В какой стадии работа этой системы уже сейчас? Есть ли результат ее использования?

Иван Громов: В рамках государственного контракта, заключенного КИиС с ПАО «Ростелеком» после проведения открытого аукциона в электронной форме в первой половине текущего года выполнен монтаж и подключение к ЦОДу более 6 700 видеокамер на территории трех районов: Калининского, Курортного и Фрунзенского. Глубина циклического архива составляет 7 суток. До конца текущего года сетью городского видеонаблюдения будут охвачены все 18 районов Петербурга, а общее количество камер превысит 15 000, в том числе и за счет интеграции построенных ранее сегментов видеонаблюдения – в отличие от Москвы, где было принято решение отказаться от эксплуатации видеосистем, построенных в период 2003–2011 годов.

Специально разработанное программное обеспечение городской системы видеонаблюдения имеет простой и понятный интерфейс управления для любого устройства (iOS, Android), позволяет выбирать камеры для просмотра с помощью интерактивной карты или списка, а также по ключевым словам, фильтровать по типам и географическому расположению. Можно управлять функциями камер (поворот, масштаб и пр.), просматривать видеоданные в различных режимах, также предусмотрена возможность доступа через интернет.

CNews: Почему вы сочли преждевременным предоставление информации с камер в открытом доступе, как в Москве?

Иван Громов: Механизм предоставления открытого доступа к видеоинформации с камер городской системы видеонаблюдения нуждается во всесторонней проработке юридических и технических аспектов. Кроме того, на сегодняшний день технические возможности ЦОДа не позволяют обеспечить сотни тысяч потенциальных пользователей полноценным доступом к видеоинформации. В целях обеспечения защиты информации в городской системе видеонаблюдения используется закрытый сегмент Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, не имеющий физических и логических шлюзов с сетью Интернет. Назначение городской системы видеонаблюдения – в информационном обеспечении всех городских служб и структур, которые отвечают за безопасность жизнедеятельности города. А это, в свою очередь, подразумевает четкое разграничение прав доступа к информации.

CNews: Существует интеграция аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК БГ) с системой-112? Если да, то каким образом?

Иван Громов: Исходя из особенностей административно-территориального деления Санкт-Петербурга, систему-112 экономически целесообразно создавать как централизованную на базе распределенных центра обработки вызовов (ЦОВ) и ЦОД, которые состоят соответственно из основного и резервного ЦОВ и ЦОД. С точки зрения функциональности данное решение определяется территориальной компактностью Петербурга и централизацией взаимодействующих с системой-112 экстренных оперативных городских служб.

Применяемая централизованная архитектура позволит рассматривать систему-112 СПб в качестве потенциального ядра межрегиональной системы экстренных служб, обслуживающей более одного субъекта РФ, и естественным образом будет являться одной из основ интеграционной платформы обмена данными АПК БГ.

CNews: Федеральный центр также планировал разработать единый стек открытых протоколов для обеспечения сопряжения подсистем АПК. Доведены ли они до региона?

Иван Громов: МЧС России в порядке оказания методической помощи субъектам РФ разработал методические рекомендации АПК БГ. В соответствии с указанной методикой в Санкт-Петербурге разработано техническое задание по построению «Безопасного города», которое в настоящее время находится на согласовании и утверждении в МЧС России.

Антон Кураш