Исследование: Компьютеры Apple потеряли лидерство в школах России
Проанализировав данные госзакупок для системы образования, интегратор DPI пришел к выводу, что в 2012 г. Apple уступила первое место по поставкам в школы компании Acer. Apple результаты исследования не комментирует, но источники на рынке полагают, что в DPI посчитали не все тендеры.Интегратор DPI исследовал рынок госзакупок компьютерной техники для российских образовательных учреждений. По данным исследования, переданного представителями DPI в CNews, в 2012 г. в образовательных учреждениях можно было наблюдалось падение госзакупок техники Apple при росте поставок остальных крупных вендоров.
Тем не менее, по данным исследования, Apple остался вторым по величине крупнейшим поставщиком техники в российское образование с результатом 2,08 млрд руб. На первое место в 2012 г. вышел Acer с итогом 2,52 млрд руб.
Следом за Apple располагаются Lenovo, HP, RoverBook и ASUS (см. таблицу).
Поясняя методику исследования, в DPI сообщили CNews, что для анализа рынка компания использовала итоги собственного мониторинга данных о тендерах на портале госзакупок по итогам 2011 г. и 2012 г. На сайте госзакупок отражаются все данные о конкурсах, аукционах и котировках на оснащение школ, не считая конкурсов на сумму менее 500 тыс. руб. Авторы исследования полагают, что это не оказало существенного влияния на его итоги.
Кроме того, при расчетах не учитывались поставки в высшие учебные заведения.
При исследовании в DPI учитывались тендеры всех госструктур, имеющих право размещать тендеры на сайте госзакупок. Таким образом, в поле зрения аналитиков попали и те случаи, когда тендер объявлен госструктурами, не имеющими прямого отношения к системе образования, например управлениями строительства или местными администрациями.
Директор коммерческого департамента Acer в России Екатерина Царева называет поставки техники для Минобразования России в более чем 42 субъекта РФ одним из наиболее успешных проектов Acer в России в корпоративном сегменте за 2012 г. По ее данным, около 50% всех образовательных тендеров в Росии в 2012 г. завершились поставками оборудования Acer, «что подтверждает исследование компании DPI».
Российское представительство Apple традиционно воздержалось от комментария по поводу результатов своей деятельности на локальном рынке.
Илья Пожарский, представитель Lenovo в России и СНГ, назвал данные исследования в отношении своей компании «реалистичными»: «Закупки для образования могут включать и дополнительные лоты помимо собственно «железа». Есть смысл посмотреть, что именно исследователи посчитали в стоимости заказов. Тем не менее, итоги исследования правдоподобны».
Рейтинг поставщиков компьютеров по объему продаж в российскую систему образования
Поставки в 2012 г., руб. | Поставки в 2011 г., руб. | Изменение | |
---|---|---|---|
Acer | 2 515 777 360,61 | 262 270 880,31 | 2 253 506 480,3 |
Apple | 2 082 565 083,89 | 2 672 349 422,16 | -589 784 338,27 |
Lenovo | 361 744 547,6 | 114 034 616,4 | 247 709 931,2 |
HP | 226 659 033,39 | 216 468 853,28 | 10 190 180,11 |
RoverBook | 27 124 048,98 | Нет данных | |
ASUS | 7 930 040,37 | 13 413 326,03 | -5 483 285,66 |
Dell | Нет данных | 1 067 034,7 |
Источник: DPI
Источник на рынке, знакомый с состоянием поставок Apple в образование, предполагает, что, по его наблюдениям, падения интереса к «яблочной» компании на рынке не отмечено, а можно говорить о некотором росте поставок. Представленные данные DPI о снижении продаж Apple могут свидетельствовать, что часть тендеров не попала в поле зрение авторов исследования, говорит собеседник CNews.
Сами исследователи также не исключают возможности погрешностей. Как говорят в DPI, некоторые разночтения с данными вендоров могут быть вызваны общей особенностью формирования бюджета в регионах, при которой тендер объявляется в актуальном году, а средства на него идут из бюджета предыдущего.
Стоит отметить, что автор исследования, компания DPI, в свое время была единственным в России дистрибьютором техники Apple, однако сейчас ее партнерский статус Apple - ASE Education (эксперт по решениям в области образования). «Яблочную» продукцию DPI приобретает у ныне действующих дистрибьюторов, чаще всего, как говорят в компании, у дистрибьютора DiHouse.
Ирина Лякишева, директор по маркетингу компании DPI, комментируя результаты отчета, заявила, что «потеря позиций компании Apple на российском рынке ИКТ для образования не является следствием уменьшения государственного финансирования. Напротив, в последние годы государство выделяло на образование колоссальные средства».
Она объясняет этот эффект, с одной стороны, устойчивой тенденцией, когда заказчики в регионах отказываются от поставок продукции компании Apple. С их точки зрения, она слишком дорогостоящая. А с другой, тем, что вендоры вывели на рынок достойные ПК и для них достойное ПО: «При аналогичной функциональности эти продукты успешно решают учебные задачи».
Решения Apple, в числе которых Ирина Лякишева называет приложения iPhoto (для работы с фотографиями), iMovie (для создания видеороликов), GarageBand (индивидуальная студия звукозаписи) и офисный пакет iWork, перестали быть уникальными.
Ситуация изменилась, рассказывает Ирина Лякишева: «Решения Apple стали проигрывать конкурентам как в отношении стоимости, так и в отношении своей «фирменной» долговечности».