Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Цифровизация ИТ в госсекторе

Администрация президента нашла «Ростелекому» мега-проект. Минкомсвязи резко против

Помощник президента Игорь Щеголев инициировал создание в России системы дистанционной лучевой диагностики. Ее разработку, включая обеспечение каналов связи, планируется поручить «Ростелекому». Минкомсвязи выступает резко против, указывая, что назначение исполнителем «Ростелекома» противоречит Закону «О конкуренции».

Администрация президента решила силами «Ростелекома» создать в России систему дистанционной лучевой диагностики. Соответствующая служебная записка, подготовленная помощниками Владимира Путина Игорем Щеголевым и Андреем Фурсенко, была подписана президентом и направлена в правительство в качестве указания «о реализации ОАО «Ростелеком» пилотного проекта по созданию системы дистанционной лучевой диагностики», рассказал CNews источник, близкий к Белому дому.

Согласно данному документу, правительство должно предоставить «Ростелекому» перечень учреждений здравоохранения в пилотных регионах, оборудованных компьютерными и магнитно-резонансными томографами. Помимо этого требуется оказать оператору содействие в организации подключения этой аппаратуры к защищенной сети связи, а также разработать и утвердить временные регламенты и тарифы фондов обязательного медицинского страхования на проведение дистанционных исследований.

Система, как следует из документа, должна разместиться в Лечебно-реабилитационном центре Минздрава. Финансовая сторона вопроса в указании не затрагивается.

Получив президентское указание, правительство дало поручение Минздраву, Минкомсвязи, Минэкономразвития и Минфину обеспечить его исполнение.

В «Ростелекоме» CNews заявили, что совместно с регионами, определенными по указанию президента, уже ведут работу «по технической оценке условий подключения региональных учреждений здравоохранения к системе дистанционной лучевой диагностики».

«Вместе с тем, компания совместно с Минкомсвязи и Министерством здравоохранения разрабатывает варианты регламентов и изменения нормативной документации в целях обеспечения запуска пилотов в соответствии с поручением президента РФ», - добавил представитель оператора.

История вопроса

Идея создания системы распределенных центров, в которых должны оказываться консультации на основе анализа изображений с последующим уточнением диагнозов, обсуждалась в Минздраве еще в 2009 г. и принадлежала на тот момент заместителю министра здравоохранения Веронике Скворцовой (в настоящее время возглавляет министерство), рассказал CNews Олег Симаков, ранее работавший директором ИТ-департамента Минздрава.

«Наличие высококлассной диагностической аппаратуры существенно опережает число подготовленных квалифицированных специалистов, - объясняет он. - Аппаратуру гораздо легче приобрести, чем подготовить профессионала, которому нужны годы для накопления практических знаний по корректной диагностике изображений, особенно связанных с сосудистыми или опухолевыми снимками».

Таким образом, консультационные центры должны решать задачу «второго мнения» и уточнения диагностики, говорит эксперт.

Ключевыми при создании таких центров, по словам Симакова, являются два фактора: наличие специалистов, способных в круглосуточном режиме оказывать оперативные консультации, и собственно наличие инфраструктуры.

К инфраструктуре относятся «каналы связи с высокой пропускной способностью, вычислительные мощности, устройства хранения на десятки (на первом этапе) терабайт, адекватные устройства отображения на рабочих местах, соответствующее ПО как для хранения изображений и их обработки (PACS), так и для создания системы быстрого поиска изображений по приблизительному аналогу для первичного диагностирования в автоматизированном режиме», - отмечает Олег Симаков.

Минкомсвязи против

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров в довольно резкой форме (по меркам служебного протокола) отреагировал на поручение Белого дома оказать содействие «Ростелекому». В его письме, адресованном в аппарат правительства (копия есть в распоряжении CNews), говорится, что «существует ряд ограничений, препятствующих реализации поручения».

«Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, устранению конкуренции», - процитировал Никифоров Закон «О защите конкуренции».

Кроме того, этим же законом запрещается предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, добавил министр.

Также, пишет Никифоров, законом установлен запрет федеральным органам власти на заключение в приоритетном порядке договоров с поставщиками и установление ограничений при их выборе.

Завершая письмо, глава Минкомсвязи обращает внимание, что «Ростелеком» не наделен статусом единственного поставщика, «что предполагает возможность создания системы дистанционной лучевой диагностики иными организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере».

В министерствах, которым было дано поручение правительства, не смогли ответить на запросы CNews.

Для решения этой задачи на российском рынке есть несколько готовых хорошо зарекомендовавших решений, как иностранного, так и российского производства, подтверждает Александр Гусев, заместитель директора по развитию компании «К-МИС»: «Они имеют многолетний опыт эксплуатации, гибкие условия использования и сопровождения».

«В этой ситуации я не понимаю, почему вполне понятную и известную задачу поручают в обход законодательства о госзакупках отдельно взятой компании, - удивляется он. - Все это выглядит как откровенное лоббирование интересов «Ростелекома». На практике нет никаких оснований к такому поведению. Более того, по моей личной оценке, опыт выполнения проектов по созданию медицинских информационных систем у «Ростелекома» вышел негативный. И, тем не менее, мы по-прежнему наступаем на те же самые грабли с подозрительно завидным упорством».

Олег Симаков считает, что создание инфраструктуры для дистанционного центра «при всей специфичности требований к хранилищам и устройствам отображений является достаточно простой задачей». Наличие же достаточных по пропускной способности каналов связи, по его словам, необходимо не в месте расположения центра (там гигабитный канал построить можно), а по всей стране».

«В местах, откуда будут передаваться изображения, каналы должны быть с пропускной способностью от 100 Мбит, и это главный вопрос, но вопрос местных властей и операторов, а не «Ростелекома», - считает Симаков.

«Поэтому «Ростелеком», если ему поручат создание такого центра, легко справится с центральной инфраструктурой, а вот кто обеспечит медицинские кадры в центре и соответствующую пропускную способность каналов на местах - это и есть главный вопрос», - добавляет эксперт.

Вторая попытка «Ростелекома»

«Ростелеком» недавно проиграл в аукционе Минздрава на предоставление в аренду федерального ЦОДа и каналов связи от него до каждого региона России. Победу одержала МТС, которая оказывает эту услугу до конца 2013 г. за 565 млн руб. Таким образом, назначение «Ростелекома» подрядчиком по созданию системы дистанционной диагностики может компенсировать этот проигрыш.

В федеральном ЦОДе, который арендовал Минздрав, предполагается хранить данные из электронных медкарт со всей страны. Кроме того, в нем должен быть размещены:

  • сервис «Электронная регистратура»;
  • система, обеспечивающая управленческий учет административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций;
  • реестр нормативно-справочной информации,
  • сервис идентификации и
  • аналитическая система.

В соответствии с действующей концепцией развития Единой государственной информационной системы здравоохранения передача диагностических снимков из регионов в Москву не предусмотрена. Их оригиналы должны храниться в системах PACS на мощностях региональных ЦОДов, либо непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях.

Противостояние продолжается

Отметим, что расхождение позиций новой команды Минкомсвязи (Николай Никифоров возглавляет министерство с мая 2012 г.) и ее предшественников (экс-министр Игорь Щеголев и ряд других сотрудников вместе с ним перешли работать в Администрацию президента) наблюдается по ряду вопросов.

В частности, это касается исполнителей проекта «Электронное правительство». Во время работы предыдущей команды единственным поставщиком был назначен «Ростелеком», Никифоров же выступает за то, чтобы его развитием занимались подведомственные Минкомсвязи «Почта России» и «Восход».

Руководители «Ростелекома», назначенные во время работы в Минкомсвязи Игоря Щеголева, в 2013 г. один за другим покинули свои посты. Однако, отношения с новыми менеджерами оператора у текущей команды Минкомсвязи, по информации CNews, также не задались.

Таким образом, можно констатировать, что две группы влияния в сфере информатизации госсектора, о формировании которых CNews писал в 2012 г., продолжают существовать и соперничать. Спустя год в них произошли некоторые перестановки, что отражено в обновленной схеме.

Расстановка сил в сфере государственной информатизации России (кликните, чтобы увеличить)

Отметим, что, несмотря на близость группы Игоря Щеголева к президенту, министр Николай Никифоров как минимум два раза за последние месяцы встречался с Владимиром Путиным и получил от него поддержку. Президент одобрил назначение новых единственных исполнителей «Электронного правительства», а также поручил Минкомсвязи и МВД провести проверку качества информационных систем, созданных в рамках этого проекта «Ростелекомом.

Впрочем, пока поддержка президента не воплотилась в осязаемые решения. По информации CNews, очередная встреча министра с Владимиром Путиным должна состояться в конце августа. Николай Никифоров должен будет отчитаться о проверке «Ростелекома».

Александр Левашов