Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИТ в госсекторе: новые возможности и планы

О том, как развиваются крупнейшие государственные проекты на федеральном и региональном уровне и какие новые задачи предстоит решить в ближайшие годы, говорили на прошедшей 23 сентября 2014 г. CNews Conferences конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только» представители федеральных и региональных органов власти и компаний, работающих в этой сфере.

В рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) The Global Information Technology Report 2014 Россия заняла 50 место, опередив все страны БРИК, но заняв 6 место среди стран бывшего СССР. По сравнению с прошлогодним показателем, в 2014 г. Россия улучшила свой результат на 4 позиции.

В рейтинге государств по уровню развития электронного правительства United Nations E-Government Survey 2014, публикуемом ООН раз в 2 года, Россия оказалась на 27 месте. По сравнению с 2012 г. в целом позиция государства не изменилась. Что касается отдельных показателей, то по уровню развития онлайн-услуг наша страна поднялась сразу на 10 позиций до 27 места, по уровню развития инфраструктуры уступила 3 позиции (33 место). Существенно выше оценили эксперты и человеческий капитал – 37 место (+7 к 2012 г.).

Небыстрое, но все-таки улучшение позиций России в международных рейтингах, происходит благодаря целому ряду государственных ИТ-проектов. В 2014 г. федеральные органы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти запланировали израсходовать на информационно-коммуникационные технологии i83,02 млрд против i84,98 млрд в 2013 г. Российские регионы, согласно данным CNews, за тот же период, с учетом предоставленных Минкомсвязью субсидий, потратили на информатизацию i62,8 млрд против i69,6 млрд в 2013 г.

Приоритетными направлениями информатизации госсектора, по словам Алексея Хромова, руководителя дирекции развития электронного правительства Аналитического центра при правительстве РФ, являются системное развитие отрасли ИКТ как технологической основы для реализации идей построения информационного общества; создание и внедрение средств автоматизации типовых интеграционных процессов межведомственного взаимодействия, обмена данными и электронного документооборота, повышение эффективности функционирования органов власти на основе создания «Электронного правительства» и предоставления услуг населению.

Что касается конкретных отраслей, то в настоящее время основные усилия направлены на совершенствование стратегического и территориального планирования (ФГИС ТП); управления финансами («Электронный бюджет»); здравоохранения (ЕГИСЗ); управления ЖКХ (ГИС ЖКХ); энергетику (ГИС «Энергоэффективность», ГИС ТЭК), а также на проекты регионального уровня.

По мнению Алексея Хромова, для эффективной реализации направлений информатизации в госсекторе необходимо обеспечить согласованность планов информатизации и работ по развитию ИКТ на федеральном и на региональном уровнях государственного управления. На текущий момент такая согласованность прослеживается недостаточно четко, что может привести к тому, что вместо единого информационного пространства государственных ведомств будет создано очередное «лоскутное одеяло».

Задача №1 – электронные госуслуги

Пожалуй, наиболее известным направлением работ в сфере госинформатизации является переход к оказанию госуслуг в электронном виде. Как рассказал участникам организованной CNews конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только» Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, в настоящее время на портале государственных услуг зарегистрировано 11 млн пользователей, что на 4 млн больше, чем по итогам III кв. 2013 г. 71% из них подтвердили свои данные по паспорту. Через портал подано 12 млн заявлений на предоставление госуслуг (+25% относительно 2013 г.). 2,8 млрд запросов прошло через СМЭВ (+53% по сравнению с 2013 г.), к которой в настоящее время подключено 11 тыс. информационных систем (+24% по сравнению с 2013 г.). Сумма электронных платежей граждан составила i847 млн (+51% по сравнению с 2013 г.).

Основными направлениями развития портала на сегодняшний день являются упрощение его использования, повышение функциональности и расширение возможностей взаимодействия органов государственной власти с использованием СМЭВ. Сегодня 62 субъекта федерации используют ЕСИА (Единую систему идентификации и аутентификации) для авторизации на порталах региональных и муниципальных услуг. В ближайшее время ЕСИА станет единым провайдером авторизации для всех 85 субъектов федерации.

Минкомсвязь уже приступила к реализации бета-версии портала госуслуг, которая будет ориентирована на жизненные ситуации людей, получит современный интерфейс, соответствующий новейшим стандартам удобства и навигации с возможностью получения госуслуг «в один клик».

Большая работа по совершенствованию процесса предоставления госуслуг предстоит федеральным и региональным ведомствам. Согласно результатам мониторинга, полную актуальную информацию об услугах на портале разместили все федеральные и региональные органы исполнительной власти. В тоже время, электронные формы документов, необходимых для их получения, доступны лишь в 4,5% случаев на федеральном и в 7,8% на региональном уровне. Возможность подать интерактивное заявление реализована для 32% федеральных и 4% региональных сервисов, а получить результат в электронном виде можно в 3% и 1% случаев соответственно. Возможность записаться на прием существует у 0,5% пользователей федеральных услуг и 9% региональных. При этом оплатить госпошлину на портале не смогут ни те, ни другие.

В соответствии с новыми требованиями, запись на прием, онлайн оплата, взаимодействие через СМЭВ, оценка качества оказания услуги и его досудебное обжалование станут неотъемлемой частью порталов всех уровней. Кроме того, в ближайшее время у пользователей появится возможность отправить в банк для оформления кредита выписку с лицевого счета в Пенсионном фонде.

Дмитрий Шушкин: Темпы создания электронного правительства весьма обнадеживающие

Дмитрий Шушкин

О решениях, позволяющих оптимизировать процесс обработки информации , в интервью CNews рассказал Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия.

CNews: Как вы оцениваете успехи в области создания электронного правительства в России?

Дмитрий Шушкин: С точки зрения рядовых пользователей уровень развития данных сервисов, наверное, все еще невысок. В основном это связано со сложностями интеграции столь больших и разнородных информационных систем госорганов. К тому же, работа по единым стандартам, в том числе стандартам открытости для граждан, требует порой существенной переработки как самих информационных систем госорганов, так и связанных с ними бизнес-процессов.

Читать далее

Расул Анаев: Комфортность поиска и получения электронных госуслуг оставляет желать лучшего

Расул Анаев

О том, как сделать процесс получения госуслуг еще более удобным, в интервью CNews рассказал Расул Анаев, коммерческий директор BSS Engineering.

CNews: Как вы оцениваете интерес регионов к внедрению современных технологий госуправления и взаимодействия в сфере G2B и G2C?

Расул Анаев: Не секрет, что регионы России различны по многим параметрам: территории, количеству жителей, бюджету, уровню интереса к современным технологиям госуправления. Многое зависит от высшего руководства региона, его отношения к роли информационных технологий в жизни граждан. Наиболее прогрессивные регионы и сейчас не останавливаются на достигнутом. Их интерес мы чувствуем и надеемся, что граждане этих регионов будут довольны результатами сотрудничества.

Читать далее

Константин Чермак: Представителям госсектора требуются готовые, уже заточенные решения, внедренные «под ключ»

Константин Чермак

О том, какие возможности в сфере управления контентом есть у госведомств, в интервью CNews рассказал Константин Чермак, руководитель направления развития ключевых заказчиков DIRECTUM.

CNews: Насколько курс на создание электронного правительства стимулирует переход ведомств на электронный документооборот?

Константин Чермак: Курс на создание электронного правительства (ЭП) в первую очередь стимулирует автоматизацию межведомственного взаимодействия. В процессе оказания гражданам государственных и муниципальных услуг различные ведомства и подведомственные учреждения обмениваются именно электронными документами, без этого маловероятно соблюдение установленных законодательством сроков оказания услуг.

Читать далее

Александр Данилин: Microsoft уже построила «Город будущего»

Александр Данилин

О том, каким будут российские города в будущем, в интервью CNews рассказал Александр Данилин, руководитель направления стратегических проектов Департамента по работе с государственными организациями Microsoft.

CNews: Что такое «Города будущего» в понимании Microsoft?

Александр Данилин: В рамках инициативы Microsoft City Next («Города будущего») компания реализует свое видение развития современных городов и регионов через инновационное использование информационных технологий в интересах бизнеса и граждан.

Читать далее

Вадим Деянышев: Чем больше услуг станет доступно через портал или приложение, тем более популярными они будут

Вадим Деянышев

О том, как сделать государственные услуги еще более популярными и удобными, в интервью CNews рассказал Вадим Деянышев, генеральный директор «АйТи. Ведомственные системы».

CNews: Как вы оцениваете успехи, достигнутые в области перехода к оказанию электронных госуслуг?

Вадим Деянышев: В области перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде есть позитивное движение. За последний год основной упор был сделан на создание автоматизированных систем регионального уровня, обеспечивающих все необходимые мероприятия по обслуживанию граждан при получении услуг регионального и муниципального уровня. При этом возрос и количественный, и территориальный охват.

Читать далее

Александр Шмид: Первоочередная задача – удовлетворение информационного голода руководителей

Александр Шмид

О проблемах и перспективах информатизации агропромышленного комплекса в интервью CNews рассказал Александр Шмид, председатель правления «ЕС-лизинг».

CNews: Каков уровень информатизации агропромышленного комплекса России по сравнению с другими отраслями?

Александр Шмид: Начнем с очевидного. АПК как объект управления на порядки сложнее любой другой отрасли. Обратимся к цифрам. Например, в наиболее информатизированной банковской сфере отраслевая информационная модель (IBM BDW - banking data warehouse), полностью описывающая поведение любого коммерческого или центрального банка по стандарту BASEL 3, содержит около 6000 терминов предметной области и около 5000 терминов области наблюдения. Такая модель применяется, например, в ЦБ РФ, «Росбанке» и т.д.

Читать далее