CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играет ИТ-инфраструктура?
Дмитрий Садков: Сегодня «Ростелеком» находится в процессе серьезной трансформации бизнеса, и это требует кардинального изменения ИТ-ландшафта компании. Наша задача – успеть за изменениями компании, чтобы ИТ из барьера превратились в драйвер этих перемен. И это для нас настоящие челлендж. Если уровень зрелости управленческих систем в компании довольно высокий, то этого нельзя сказать о OSS/BSS-системах, развитию которых ранее уделялось меньше внимания.
Незрелость этих решений определяется тремя факторами: недостаточной функциональностью, отсутствием интеграции и чрезвычайно разрозненными процессами, реализованными в них. Что в результате привело к отсутствию поддержки сквозного унифицированного бизнес- процесса.
CNews: Каковы этапы внедрения этих систем в компании? Почему они отстают от современных требований?
Дмитрий Садков: Наша основная задача сегодня – консолидировать и стандартизовать эти системы по всей компании, внедрить недостающую функциональность и одновременно гармонизировать бизнес-процессы основной деятельности телеком-оператора.
CNews: Использует ли ваша компания BI-инструменты? Какова основная сфера их применения?
Дмитрий Садков: Главным драйвером для развития направления бизнес-аналитики в «Ростелекоме» является создание единого и консолидированного хранилища данных. Конечно, Ростелеком использует BI-инструменты. У нас функционирует единое корпоративное хранилище данных. Сфера применения аналитических инструментов очень широка и охватывает все функциональные подразделения нашей компании. Основной фокус направлен на управленческий учет (финансы, бухгалтерия, кадры, продажи). В хранилище собирается информация из более чем 130 источников данных, генерируется более 1 тысячи пользовательских и корпоративных отчетов, которыми пользуются более 2 тысяч сотрудников.
CNews: Анализируются ли данные биллинговых систем?
Дмитрий Садков: Безусловно, данные в системах анализируются, причем в десятках разрезов (по продуктам, каналам продаж, абонентской базе и прочее). Данных очень много, и показательно, что их перечень постоянно меняется, так как в компании появляются и новые услуги, и новые бизнес-процессы.
CNews: Половина отечественных телекоммуникационных компаний, входящих в топ-10 по чистым активам, уже использует инструменты анализа больших данных. Ваша компания только планирует внедрить такой инструментарий. Так, совместно с IBM вы планируете создать центр компетенций в области больших данных. Есть ли у компании первые проекты в этой сфере? Как вы считаете, в современных реалиях отсутствие инструментов для анализа больших данных – это конкурентный недостаток?
Дмитрий Садков: Да, мы действительно планируем развитие этого проекта с IBM. Преимуществом сотрудничества с IBM для нас является проверенная платформа, наличие готовых решений и опыт реализации подобных проектов. Сейчас мы тестируем несколько решений этого производителя. Но хотелось бы отметить, что использование самой технологии – это лишь часть задачи. Гораздо важнее построить правильную информационную модель, по сути идеологию работы с данными, подобрать команду людей, которые смогут ее реализовать и создать решения, дающие бизнес-эффект. В сотрудничестве с IBM мы рассчитываем на получение лучшего опыта в этой области. Компания получит еще один дополнительный инструмент для управленческого анализа, который позволит решать самые разнообразные бизнес-задачи.
CNews: можете ли вы рассказать о первом проекте больших данных в вашей компании? С чего все начиналось?
Дмитрий Садков: Мы не хотели бы раскрывать детали этого проекта, потому что его результаты создадут реальные конкурентные преимущества для нашей компании.
CNews: На ваш взгляд, как будут развиваться ИТ в отечественной телекоммуникационной отрасли в ближайшие два-три года? Насколько тенденции развития в России и в развитых странах Запада схожи?
Дмитрий Садков: Почти все технологические новинки (большие данные, виртуализация, частные облака и прочие) уже используются «Ростелекомом». Мы активно смотрим на новые разработки в сфере OSS/BSS-систем западных и отечественных компаний, но при этом стараемся выбирать решения отечественных производителей. Российские прикладные информационные системы для телекома реально обеспечивают наши бизнес-потребности. При этом российские компании имеют более гибкую лицензионную и тарифную политику, быстрее откликаются на наши изменения.
CNews: По вашему мнению, как сильно развитие отечественной телеком-отрасли связано с бизнес-аналитикой?
Дмитрий Садков: Для телеком-отрасли бизнес-аналитика является важным управленческим инструментом. Но и для самого направления бизнес-аналитики в настоящий момент основным драйвером является востребованность в телеком- и банковских компаниях.