Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Инфраструктура

Минкомсвязи за 30 млн руб. строит федеральную систему для жалоб на чиновников

Проект создания федеральной системы, с помощью которой граждане смогут пожаловаться на действия чиновников при оказании ими госуслуг, обретает реальные очертания. Минкомсвязи сформировало техническое задание, объявило конкурс на i30 млн и намерено принять работы еще до конца текущего года.

На сайте госзакупок появилась информация об открытом конкурсе Минкомсвязи на создание федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении госуслуг.

Заявки на участие в конкурсе принимаются с 31 июля по 20 августа 2014 г. Их рассмотрение и оценка состоится 25 августа, после чего через 10 (но не более 20) дней с победителем должен быть заключен контракт, работы по которому подрядчику нужно будет завершить в течение 75 календарных дней.

Источником финансирования обозначен федеральный бюджет. Начальная (максимальная) сумма контракта выставлена на уровне i30 млн. Из конкурсной документации следует, что она была определена в ходе исследования конъюнктуры рынка — министерство обратилось к пяти потенциальным исполнителям, которые в конце июня рассчитали стоимость работ в диапазоне от i28 млн до i32 млн. Минкомсвязи вывело из расчетов среднее арифметическое, а потом еще уменьшила сумму на i83 тыс.

В рамках развития системы исполнителю необходимо создать реестр жалоб граждан, разработать портал системы с личными кабинетами граждан и должностных лиц, а также создать электронные сервисы, предоставляющие возможность регистрировать жалобы, перенаправлять их между госорганами, и получать информацию о ходе их рассмотрения.

Как сообщил CNews замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев, это будет полноценная система, в которой предусмотрены интерфейсы для работы сотрудников органов власти. Из общения с представителями ведомства можно было заключить, что речь идет о вышеупомянутых личных кабинетах для чиновников, которых в настоящий момент нет, например, на портале госуслуг.

Из конкурсной документации можно заключить, что человек вправе будет обратиться с жалобой на чиновников в случае нарушения ими установленных сроков оказания услуг, отказе от приема правомерных документов или требовании лишних, необоснованных отказов в самих услугах, незаконном требовании платы, отказов исправлять опечатки в выданных документах. Данный перечень не является исчерпывающим. Подразумевается, что он должен быть настраиваемым и может быть отдельным у каждого федерального ведомства или субъекта РФ.

Предполагается, что жалобы могут быть поданы через портал системы, а также порталы госуслуг (как федеральный, так и региональные), по почте, через МФЦ, с использованием официального сайта органа, предоставляющего услугу, и в ходе личного визита. В любом из этих вариантов обращения станут носить неанонимный характер.

Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня, после чего на ее рассмотрение в различных случаях отводится от 5 до 15 рабочих дней. После этого уполномоченный госорган в виде официального акта принимает решение об удовлетворении жалобы (либо об отказе в нем). Далее в течение 5 рабочих дней выявленные нарушения устраняются.

Сообщается, что в случае обнаружения в ходе разбирательства административных правонарушений или признаков состава преступления, должностное лицо, рассматривающее жалобы, должно незамедлительно направить соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Напоминаем, что правительственное постановление о создании системы жалоб было принято 20 ноября 2012 г. за подписью Дмитрия Медведева. Оператором системы назначено Минкомсвязи, уполномоченным органом по ведению ее сайта — Минэкономразвития.

Первоначально из текста документа следовало, что система должна была быть создана до 1 января 2014 г. В плане деятельности Минкомсвязи на период 2013—2018 г.г., можно увидеть, что внутри ведомства ответственным за ее запуск был назначен Денис Свердлов, который в августе 2013 г. покинул пост замминистра, проработав на нем немногим более года.

В конце 2013 г. отдельным постановлением Правительства от 25 декабря запуск системы был перенесен на год — до 1 января 2015 г.

По сообщению Минкомсвязи, 26 марта 2014 г. на заседании подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении госуслуг был одобрен уточненный перечень мероприятий по подключению органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к системе жалоб граждан.

На заседании упомянутой подкомиссии, состоявшемся 10 июля 2014 г., новые сроки ввода системы в эксплуатацию сомнению не подвергались.

Возможность досудебного обжалования гражданами действий чиновников при оказании госуслуг в настоящий момент прописана в Концепции развития механизмов предоставления госуслуг в электронном виде, которая была утверждена распоряжением Правительства от 25 декабря 2013 г. — в тот же день, когда были определены новые сроки создания системы для жалоб.

Денис Воейков