Э-правительство будет развиваться в сторону отечественного ПО, самоокупаемости, независимости от Ростелекома

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
Минкомсвязи подготовило дополнения к системному проекту формирования электронного правительства, в которых описало основные пути развития его инфраструктуры.

В документе под названием «Организация процессов управления инфраструктурой электронного правительства», подготовленном к ближайшему заседанию правительственной подкомиссии по вопросам использования ИТ при предоставлении госуслуг (состоится 15 августа 2014 г.), Минкомсвязи обозначило восемь основных векторов развития этого проекта.

Финансирование развития и эксплуатации ИЭП осуществляется в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)», в основу которой лег системный проект формирования ИЭП, утвержденный в 2010 г. В системном проекте не были затронуты принципы организации управления инфраструктурой электронного правительства, отмечают в Минкомсвязи.

Целью нынешнего документа, подготовленного к заседанию подкомиссии, является развитие системного проекта в части организации процессов управления инфраструктурой электронного правительства.

Инфраструктура электронного правительства (ИЭП), по мнению министерства, должна обеспечивать бесперебойное функционирование электронных сервисов, унифицированные механизмы для перевода отдельных административных процедур (таких как подача заявления, информирование, запись на прием в ведомство, оплата, получение результата оказания услуги, обжалования решений и действий, совершенных при предоставлении услуг) в электронный вид, мониторинг функционирования компонентов инфраструктуры и инструменты анализа инцидентов.

Кроме того, планируется оптимизировать затраты на ее развитие и эксплуатацию, обеспечить возможность переноса от одной эксплуатирующей организации к другой (сейчас единственным исполнителем по эксплуатации и развитию электронного правительства является «Ростелеком»).

Технологическая нейтральность при выборе программной инфраструктуры

«Для оптимизации затрат на приобретение и поддержку программной инфраструктуры и системного программного обеспечения, а также минимизации технологических рисков и зависимости от производителя, рекомендуется обеспечить использование для эксплуатации технологических сервисов технологически нейтральных (легко заменяемых) решений, свободного системного программного обеспечения и отечественного программного обеспечения», - говорится в документе.

Такие же принципы целесообразно применять к разработке новых и доработке действующих технологических сервисов и информационных систем, считают в Минкомсвязи.

Для планирования перевода текущих технологических сервисов, разработанных с использованием коммерческого программного обеспечения, на свободное ПО планируется провести анализ целесообразности перехода и выработать критерии принятия решения о переводе.

Критерии, по мнению министерства, должны отражать совокупную стоимость владения информационной системой, безопасность, стабильность в долгосрочной перспективе, стоимость перехода.

По существующим и вновь создаваемым информационным системам в документе Минкомсвязи рекомендуется определить график перевода существующих информационных систем с технологически не нейтрального программного обеспечения на свободное и отечественное ПО.

К проприетарному не свободному и технологически не нейтральному программному обеспечению, используемому в ИЭП, в Минкомсвязи, как ранее писал CNews, относят решения Oracle, IBM, VMware, Microsoft и Symantec.

Прогнозирование расходов

В настоящее время, по мнению министерства, невозможно точно спрогнозировать изменение расходов на эксплуатацию ИЭП при принятии законодательных инициатив, предполагающих повышение нагрузки на инфраструктуру. Структура цены государственного контракта на эксплуатацию ИЭП непрозрачна.

Целесообразно создать ресурсно-сервисную модель функционирования ИЭП, сформировать структуру стоимости развития и эксплуатации компонентов инфраструктуры, говорится в документе.

Данный подход, как считают в министерстве, обеспечит стабильность процессов бюджетирования и контроля затрат независимо от изменения стратегии развития информационного общества в России, позволит прогнозировать изменение затрат на развитие и эксплуатацию при постоянно изменяющихся нагрузках и требованиях к инфраструктуре.

Также в Минкомсвязи планируют повысить уровень сервиса за счет оптимизации расходов на эксплуатацию и научиться прогнозировать изменение затрат на развитие и эксплуатацию ИЭП при изменении требований законодательства.

Контроль реализации функций эксплуатации инфраструктуры электронного правительства

В настоящее время ресурсов Минкомсвязи как оператора эксплуатации инфраструктуры электронного правительства недостаточно для обеспечения полноценного контроля исполнения функций эксплуатации. Автоматизированные системы мониторинга и регулярная отчетность не дают полной картины о качестве работ по эксплуатации.


Схема электронного правительства России (кликните, чтобы увеличить)

Для решения этой проблемы планируется обеспечить регулярный контроль эффективности развития и эксплуатации ИЭП. При этом исполнитель работ по эксплуатации (в настоящее время – «Ростелеком») не должен влиять на процесс оценки качества выполняемых им работ, считают в министерстве - «рекомендуется задействовать организацию, независимую от оператора ИЭП и исполнителя работ по эксплуатации ИЭП».

Полученные оценки должны публиковаться в открытом доступе и должны приниматься в расчет при определении условий госконтрактов на развитие и эксплуатацию ИЭП, считают в Минкомсвязи.

Сквозной мониторинг качества

В настоящее время источники обратной связи по качеству функционирования компонентов инфраструктуры электронного правительства разрознены, информация из них не анализируется в комплексе. Данные, получаемые системами мониторинга в рамках использования инфраструктуры для оказания госуслуг, не используются для оценки качества их предоставления, отмечается в документе.

По мнению министерства, целесообразно обеспечить сбор, анализ и обработку обратной связи для формирования требований по совершенствованию инструментов оказания услуг и их производительности.

«Следует определить порядок сбора информации из социальных сетей, информационных систем, обеспечивающих техническую поддержку функционирования компонент инфраструктуры электронного правительства, официальных форумов и иных источников, определить алгоритм комплексной обработки информации и механизм принятия решений на основе анализа обратной связи», - считают в Минкомсвязи.

Внебюджетные источники финансирования

В настоящее время наблюдается снижение бюджетного финансирования на эксплуатацию компонентов инфраструктуры электронного правительства при постоянно увеличивающейся на них нагрузке, отмечается в документе. В то же время, среди коммерческих организаций, по данным министерства, существует спрос на использование сервисов инфраструктуры электронного правительства. Но использование инфраструктуры в целях, не связанных с предоставлением госуслуг, запрещено.

Для сокращения бюджетных издержек на эксплуатацию инфраструктуры целесообразно разработать механизмы, при которых данные издержки покрывались бы за счет исполнителя работ по эксплуатации ИЭП. А тот, в свою очередь, сможет предоставлять технологические сервисы ИЭП коммерческим компаниям (в случаях, не противоречащих законодательству).

В развитие этой идеи Минкомсвязи планирует оценить риски и заняться снятием правовых ограничений по использованию инфраструктуры в целях, не связанных с предоставлением госуслуг.

Это позволит сократить бюджетные траты на эксплуатацию ИЭП, а также будет способствовать развитию электронных коммерческих услуг, уверены в министерстве.

Управление приложениями и интеграцией

Для всех компонентов инфраструктуры электронного правительства должна быть разработана единая логическая модель данных и план перехода на ее использование, говорится в документе. Интеграция компонентов должна осуществляться в соответствии с предусмотренной логической моделью, на базе типовых технологических сервисов. Необходимо закрепить регламент работы с логической моделью данных.

При разработке должны проектироваться инструменты логирования и самодиагностики. Проектирование в документе рекомендуется осуществлять с учетом требований к защите данных и резервного копирования по международным стандартам RPO.

Кроме того, рекомендуется обеспечить переносимость программного кода, его повторную сборку, хранение исходных кодов и контрольных сумм на переносимых носителях, а также восстановимость программных средств с резервных копий.

Следует применять стандартизованные принципы управления жизненным циклом технологических сервисов, включая разработку, тестирование, внедрение, эксплуатацию и мониторинг сервисов, а также правила вывода сервисов из обслуживания, говорится в документе.

Управление инцидентами и обращениями

Характеристики процесса управления обращениями включены в систему соглашений об уровне качества услуг между Минкомсвязи и «Ростелекомом». Процесс эскалации решения инцидентов в органы власти, оказывающие госуслуги, не продуктивен и не прозрачен, считают в министерстве. Порядок решения органами власти инцидентов, препятствующих получению госуслуг в электронном виде, не закреплен в нормативных правовых актах.

Ответственность органов власти за действия (бездействия) в рамках решения инцидентов не предусмотрена. Автоматизация процесса учета и обработки обращений и инцидентов не регламентирована. Отсутствует описание процесса связывания проблем и инцидентов. Не регламентирован механизм измерения удовлетворенности пользователей по факту решения инцидента, говорится в документе.

По мнению Минкомсвязи, целесообразно интегрировать систему обработки инцидентов оператора инфраструктуры с аналогичными системами органов власти, предоставляющих госуслуги. По итогам первичной диагностики инцидента, оператор техподдержки должен иметь возможность перевести инцидент в работу соответствующему органу власти. Всю статистику по инцидентам следует агрегировать в единой системе.

На межведомственном уровне в документе рекомендуется закрепить соглашения о взаимодействии по разрешению инцидентов, определяющие порядок приоритезации инцидентов и сроки их решения. Для закрепления соответствующих соглашений рекомендуется использовать международные стандарты ITIL.

В процессе обработки инцидентов планируется собирать статистику в разрезе различных статусов и поставщиков услуг.

Управление изменениями

Процесс управления изменениями, по мнению Минкомсвязи, не регламентирован. Изменения, вносимые органами власти в информационные системы, используемые для предоставления госуслуг в электронном виде, не согласуются с другими участниками процесса информационного взаимодействия. Это приводит к массовым ошибкам в межведомственном взаимодействии и понижает доверие граждан к механизмам получения электронных услуг.

Минкомсвязи предлагает нормативно закрепить межведомственный порядок согласования и внесения изменений в информационные системы, обеспечить автоматизированные средства ведения и согласования планируемых изменений.

Документ о дополнениях в системный проект имеется в распоряжении CNews, ознакомиться с ним можно здесь.