Битва за ЦОД Минздрава: на поле боя вышли Минкомсвязь и IBS

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Александр Левашов
Вслед за сенатором Русланом Гаттаровым свои претензии к аукциону на аренду ЦОДа Минздрава в ходе публичных слушаний высказали Минкомсвязи и IBS, а министр связи Николай Никифоров написал министру здравоохранения Веронике Скворцовой письмо о необходимости отменить аукцион.

Аукцион по аренде федерального ЦОДа Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), объявленный Минздравом 30 апреля, вызвал бурную реакцию со стороны члена Совета Федерации Руслана Гаттарова, Минкомсвязи и компании IBS.

Как сегодня стало известно CNews, 15 мая министр связи Николай Никифоров написал письмо министру здравоохранения Веронике Скворцовой (копия есть в распоряжении редакции) о необходимости отменить аукцион. Он объяснил это тем, что сначала нужно провести проектирование ЦОДа. В Минздраве свою позицию относительно этого письма пока не озвучили.

Кроме того, претензии сторон обсуждались сегодня в ходе публичных слушаний в здании Минздрава.

Руслан Гаттаров

Первым выступил сенатор Гаттаров. Он сообщил, что направил свои жалобы по поводу аукциона в Минздрав, Минкомсвязь, ФСТЭК и ФАС (копии документов есть в распоряжении CNews) и озвучил основные претензии.

В частности, как ранее уже писал CNews, сенатора волнует объединение в один лот совершенно разнородных работ и услуг (аренда ЦОДа, каналов связи, перенос на арендуемые мощности разработанных федеральных сервисов), что, по его мнению, ограничивает конкуренцию среди поставщиков. Кроме того, Гаттарова беспокоит опасность утечек персональных данных и короткие сроки работ.

Претензию об ограничении конкуренции поддержали представители IBS, которых, по оценкам CNews, на обсуждении присутствовало трое (Дамир Енгалычев, Наталья Коптелова и Ирина Курская).

Заместитель руководителя ИТ-департамента Минздрава Роман Сафронов в ответ на выступление Руслана Гаттарова заметил, что «к сожалению, большинство упреков говорит о том, что документацию не читали».

«По вашей логике получается, что мы должны сначала арендовать ЦОД, а после этого проводить конкурс на каналы связи, - продолжил Сафронов. - Сроки проведения конкурса 30 дней, не считая двух недель на заключение контракта. Т.е. за каждый день с момента аренды мы должны платить владельцу ЦОДа за воздух, а это порядка 5 млн руб. в день».

От представителей IBS последовал вопрос о том, что в аукционной документации не указаны конкретные адреса точек доступа в регионах, к которым должны быть подведены каналы от федерального ЦОДа.

Сафронов объяснил это тем, что исполнитель, который будет предоставлять услугу аренды ЦОДа, должен будет обеспечить канал к точке доступа в любом месте на территории региона. Далее к этой точке регион должен будет подключиться самостоятельно.

«Для организации канала связи от региона до федерального ЦОДа у субъектов нет достаточных средств, поэтому аренда каналов до них осуществляется централизовано», - добавил он.

На претензию Гаттарова о защите персональных данных представитель Минздрава ответил тем, что по модели, которая изложена в документации, работает «и банковская сфера, и электронное правительство, и телекоммуникационная сфера. Они используют ту же самую инфраструктуру».

«Мы требуем наличие у подрядчика лицензий и соответствия средств защиты данных категории КС2. Поэтому претензия, на наш взгляд, является надуманной», - резюмировал он.

Возражений к ответам Сафронова со стороны Гаттарова не последовало, но возник вопрос: «Мы 1,8 млрд потратим за полгода. Что мы там хранить будем – непонятно, зачем – непонятно».

Выслушав 10-минутный экскурс в историю проекта со стороны Минздрава, сенатор сказал, что ему не ясна архитектура системы, предложил отменить аукцион и написать план дальнейших действий.

Добавив, что «Минкомсвязи солидарно со мной, я с министром об этом говорил», Руслан Гаттаров покинул публичные слушания. Дальнейшие ответы на претензии сенатора прозвучали уже в его отсутствие.

Кликните, чтобы увеличить

Кликните, чтобы увеличить (подробнее в журнале CNews)

Интересно, что, по словам Романа Сафронова, перечень мероприятий по созданию ЕГИСЗ, в т.ч. и аренды федерального ЦОДа, был согласован с Минкомсвязи осенью 2012 г. Тогда же были согласованы и выделены деньги на ЦОД.

«В соответствии с утвержденным перечнем работ планировалось арендовать ЦОД на 4 месяца, - сообщил Сафронов. - Сейчас мы уменьшили объем финансирования почти на 1 млрд руб., а сроки увеличили до 6 месяцев (с июля по декабрь 2013 г., - прим. CNews)».

«По поводу планов – в ЦОДе будут размещены те системы, которые созданы и эксплуатируются Минздравом. Те ресурсы, которые запрашиваются, они запрашиваются именно под эти системы», - заявил Сафронов.

«У нас прирост записей в месяц по электронной регистратуре – минимум 2 млн. От месяца к месяцу – в 1,5 раза. Мы к концу года ожидаем, что их будет значительно более 40 млн. Все то, что мы арендуем в этом году, требуется под понятные задачи», - сообщил он.

При этом, добавил представитель Минздрава, «вместо того, чтобы поддерживать нашу отрасль и создавать высокотехнологичные рабочие места в России, нас понуждают закупить еще кучу железа и помочь Силиконовой долине. Зачем нам это нужно?».

IBS

В дискуссию вступили сотрудники IBS, заявившие о том, что представители Минздрава пытаются «сместить вектор обсуждения в сторону ЦОДа, тогда как он сам возражений не вызывает». Противоречия, по словам Дамира Енгалычева, касаются каналов, которые заложены в требованиях.

«Вы говорите, что требования к каналам определяются статистикой. Это говорит о том, что статистика есть. Но вы ее не приводите, хотя она стала основным драйвером цены», - заметили в IBS.

Представители Минздрава и IBS согласились с тем, что стоимость пропускной способности в аукционной документации обоснована, но вопрос заключается в том, почему была указана именно эта пропускная способность (в большинстве регионов она должна соответствовать 200 Мбит/с, - прим. CNews).

«Есть две модели предоставления услуг – по трафику и по пропускной способности, - объяснил Роман Сафронов. - Нам важна гарантированная пропускная способность, поэтому мы выбрали эту модель. Если бы мы качали торренты, то нам был бы важен объем. У нас в стране 8300 юрлиц медучреждений. Если разделить на 83 субъекта, получится примерно по 100 на каждый субъект. При этом в рамках каждого юрлица есть много физически отдельно расположенных зданий. По методическим рекомендациям каждое такое подразделение должно иметь канал 2 Мбит. Умножьте 2 на 100, получите 200 Мбит. Это минимум, который необходим».

Представителей IBS такой ответ не устроил: «Кто же такие вещи простым сложением считает?». Представитель Минздрава сказал, что допускает аппроксимацию.

Представители IBS высказали предложение о том, что необходимо разделить аукцион на два – каналы отдельно, ЦОД отдельно. Также с их стороны прозвучала претензия о том, что не были показаны расчеты начальной цены, на что в Минздраве заявили, что опросили 5 компаний и указали начальную цену меньше меньшей из предложенных.

Президент АРМИТ Михаил Эльянов посетовал на то, что ни слова не было сказано про приближение этого конкурса, отчего после его объявления, по мнению эксперта, «все встали на дыбы».

На это Роман Сафронов напомнил, что план закупок Минздрава, в котором фигурировал ЦОД, был размещен еще 10 января, на анализ документации после объявления аукциона отведено 20 дней, кроме того, были публикации об аукционе в СМИ. «На мой взгляд, ранее по уровню публичности ничего подобного не было», - заявил он.

Минкомсвязи

Далее слово взяла представительница Минкомсвязи, советник департамента координации информатизации Елена Бойко. «Нам были представлены планы создания федерального ЦОДа. Мы данное мероприятие не согласовали», - заявила она.

По ее словам, Минкомсвязь направила официальное письмо в Минздрав с просьбой предоставить «необходимы дополнительные документы». «Мы договаривались, что аукционы будут опубликованы после доработки ТЗ, проведения общественного слушания».

Кроме того, заметила Бойко, ее министерство высказало позицию, что нужно скорректировать планы информатизации Минздрава: «Мы предложили посмотреть на то, что уже сделано, провести аудит, если необходимо разработать проект, давайте сделаем это, а далее будем проводить аукцион».

Данная позиция, по словам советника из Минкомсвязи, была направлена министру здравоохранения. «Мы считаем, что аукцион должен быть отменен для доработки в связи с теми замечаниями, которые были высказаны», - заявила она.

Представители Минздрава парировали: «У нас есть видеозапись совещания, на котором министр Николай Никифоров сказал, чтобы мы публиковали аукцион до 20 апреля. Минкомсвязь - хозяева своего слова - захотели дали, захотели взяли. Наш план был согласован Минкомсвязью трижды. Есть и письмо, подписанное господином Никифоровым».

Этим претензии Минздрава к Минкомсвязи не ограничились: «Мы уважаем право Минкомсвязи выполнять свои функции. Но то, что в нарушение 94 закона материалы, которые мы передали Минкомсвязи, затем были переданы ограниченному кругу коммерческих компаний - вызывает вопросы».

Речь идет о документации, которая еще не была опубликована. «Узкий круг коммерческих компаний получил приоритетный доступ к нашей документации, - заявил Роман Сафронов. - Это вызывает недоумение».

Договоренности, на которые сослалась представительница Минкомсвязи, по словам Сафронова, «были зафиксированы протоколом и говорят совсем о другом - о том, что план до 2020 г. по дальнейшему развитию системы будет дорабатываться. Но это к данному аукциону не имеет отношения».

«Ваше право менять позицию, отзывать свою подпись как вы уже один раз делали. Наше право осуществлять свою деятельность с учетом меняющейся позиции профильного министерства», - завершил представитель Минздрава.

Елена Бойко заявила, что «Минкомсвязь не меняет свою позицию», а документы были согласованы еще в 2012 г. – «тогда Минздрав не воспользовался своим правом проведения мероприятия».

«В 2013 г. мы направили вопрос, что есть возражения, мы говорили о том, что данная техническая документация недостаточна для того, что бы мы могли дать свое техническое заключение», - продолжила она.

Кроме того, добавила Бойко, «в Минкомсвязи работает не 1000 человек и нам необходимо привлекать технических экспертов. Мы не видим в этом ничего предосудительного, т.к. система касается всех граждан страны».

Далее представительница Минкомсвязи предложила перевести дискуссию в конструктивное русло, сообщив, что у нее есть существенные замечания к технической документации ЦОДа. Основные замечания, зачитанные ей с планшета, свелись к тому, что документация аукциона не соответствует концепции ЕГИСЗ.

Присутствующий на слушаниях бывший ИТ-директор Минздрава Олег Симаков попросил Елену Бойко привести конкретные технические замечания. Она заявила, что техническое ядро ЕГИСЗ должно принадлежать Минздраву.

- Что такое техническое ядро? – последовал вопрос от Романа Сафронова.

- В концепции о техническом ядре ничего не сказано, - добавил Олег Симаков.

В дискуссию вступили представители IBS, которые согласились с представительницей Минкомсвязи в том, что в концепции речь идет о создании ЦОДа, а это, по их мнению, противоречит аукционной документации.

AT Consulting

Далее выступил представитель компании AT Consulting Дмитрий Васильев, который заявил, что его компания проанализировала ТЗ Минздрава по аренде ЦОДа и противоречий в формулировках аукциона не нашла. Требования, по его мнению, являются адекватными, а конечный результат понятным.

«Я, к сожалению, не услышал технических вопросов от Минкомсвязи, - также посетовал представитель AT Consulting, и предложил министерству привлечь его компанию в качестве экспертов. - Мы вам обеспечим более детальную техническую проработку».

Итог дискуссии подвел Олег Симаков. Он еще раз отметил, что хотел бы услышать от Минкомсвязи конкретные технические проблемы, добавив, что если не арендовать ЦОД в ближайшее время, то работа текущих сервисов может встать, т.к. имеющиеся мощности Минздрава исчерпаны.

Подробнее о текущем состоянии и перспективах развития информационной системы здравоохранения читайте в свежем номере журнала CNews.

[an error occurred while processing this directive]