Спецпроекты

Как выходцы из Boeing помогли «Сухому» создать «убийцу» ИТ-платформ Lufthansa и Airbus

13298
Интеграция Бизнес-приложения Внедрения ИТ в госсекторе Форум Кейсы

ИТ-директор «Гражданских самолетов Сухого» описал подробности проекта по созданию и развертыванию в компании ИТ-платформы для прогнозного обслуживания авиасудов.

Опыт Boeing на службе «Сухого»

Внедряемая в компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) ИТ-платформа для эффективной эксплуатации самолетов и их предиктивного (предсказательного) обслуживания была разработана при непосредственном участии экс-сотрудников Boeing, что позволило российской организации избежать ошибок этого американского авиагиганта и создать собственный продукт, не уступающий аналогичным, крайне немногочисленным решениям мировых грандов.

Об этом на прошедшем в середине июня 2019 г. «CNews Forum Кейсы» рассказал ИТ-директор ГСС Роман Марковский.

«Прежде чем начать делать свою собственную платформу эксплуатации, мы изучали опыт конкурентов, — отметил он. — На сегодняшний момент в мире есть еще три платформы, которые решают такие же задачи (о них позже; — прим. CNews). Это Skywise компании Airbus, Analytics компании Boeing и Aviatar разработки Lufthansa Technik».

По заверению Марковского, Skywise и Analytics поддерживают работу только с собственными самолетами их создателей, в то время как Aviatar в этом отношении универсальна и к воздушным судам одной марки не привязана.

Роман Марковский: Авиакомпании ставят перед собой цели к 2024 г. осуществлять эксплуатацию самолетов без внеплановых простоев. Этого можно достигнуть за счет перехода на предиктивное (предсказательное) техобслуживание

«Поэтому мы в свое время планировали сотрудничество с Lufthansa Technik по подключению российских самолетов к платформе Aviatar, — вспоминает топ-менеджер. — Но возникшие санкции, огромные деньги за подключение, отсутствие помощи и консультаций привели нас к мысли, что продукт нужно делать самим. Мы нашли сотрудников компании Boeing, которые участвовали в создании системы Analytics, но вышли на пенсию. Они помогли нам в постановке задачи и помогли избежать тех ошибок, которые сделала компания Boeing при разработке платформы».

Марковский отмечает, что наработки ИТ-платформы «Сухого» позже были представлены компанией неназванным экспертам в Кремниевой долине США, которые заверили разработчиков, что функциональность их системы фактически идентична конкурентам.

Универсальность российского ИТ-продукта

По данным Марковского, к ИТ-платформе ГСС уже подключены девять самолетов иркутской авиакомпании «Ираэро», восемь судов «Азимута», 37 самолетов «Ямала» и два «Русджета». В случае последних компаний речь идет не только об эксплуатации самолетов «Сухого» — SSJ100, но и машин производителей-конкурентов: Boeing, Bombardier и др.

В результате, ГСС может сравнивать эксплуатационные данные, получаемые с самолетов конкурентов, с аналогичными данными со своих SSJ100, выясняя, какая экономическая модель на конкретном маршруте оптимальна.

«Авиакомпанию в конечном счете интересует надежный простой самолет, который не ломается, а просто летает, — рассуждает Марковский. — Свой ИТ-продукт мы сейчас запускаем, он развивается. И мы с его помощью планируем реализовать новые бизнес-модели: продажу непосредственно не воздушного судна как железа, а контракта жизненного цикла или летного часа».

Подробности о назначении платформы

Как отмечает Марковский, сейчас самолеты ставят на обслуживание преимущественно по факту свершившейся поломки. «Диагностируется неисправность, заказывается запчасть, ожидается ее поступление, потом осуществляется ремонт — все это время потеряно; самолет стоит, деньги не зарабатывает, — говорит он. — При предиктивном обслуживании мы работаем с данными, можем ими управлять и анализировать, понимаем, через какой период какой компонент может отказывать. Знаем, сколько у нас самолетов, сколько таких компонентов нужно держать на складе. На основании статистических данных, не дожидаясь выхода компонента из строя, его меняем». Подробности об этом можно узнать из презентации Романа Марковского и видеозаписи его выступления на форуме.

Выступление Романа Марковского на «CNews Forum Кейсы 2019»

Отметим, что о работе над улучшением взаимодействия с эксплуатантами самолетов SSJ100 и внедрении программы сбора и анализа эксплуатационных данных ISDAP (In-Service Data Analytics Program), разработанную российской компанией Connected Aircraft Enterprise, «Гражданские самолеты Сухого» сообщили в конце ноября 2018 г.

Указывалось, что программа свяжет всех участников отрасли в едином процессе обмена знаниями и опытом. «ГСС будет иметь возможность получения в реальном времени данных по эксплуатации всего парка SSJ100, что позволит производителю самолета повысить эффективность работы по наполнению складов запчастей, сложность которого увеличивается с ростом количества эксплуатируемых самолетов», — говорилось в сообщении.

Презентация Романа Марковского (нажмите для пролистывания)

Также отмечалось, что единая база знаний и эксплуатационной статистики будет способствовать повышению эффективности программы техобслуживания эксплуатантов SSJ100, что также сократит сроки устранения простоев воздушных судов по техническим причинам.

«Аналитика по собираемым эксплуатационным данным, как техническим, так и экономическим будет использоваться компанией в различных направлениях, в том числе при работе с эксплуатационной документацией, — рассуждали в ГСС. — Техническая реализация заключается в том, что компания внедрила специализованную цифровую платформу интернета вещей, позволяющую получать, хранить, обрабатывать, визуализировать данные и интегрировать их с другими системами компании».

Кроме того, в сообщении подчеркивалось, что для подключения к ISDAP не требуется установка дополнительного оборудования на самолет: данные будут собираться и загружаться в систему при помощи специальных приложений, имеющих как версию для стационарного компьютера, так и мобильную.

Как прошел «CNews FORUM Кейсы 2019»

Крупнейшее ИТ-мероприятие лета 2019 г. «CNews Forum Кейсы: опыт ИТ-лидеров» прошло в Москве 11 июня. Главной темой форума стала практика цифровизации, конкретный опыт компаний, которые прошли через трудности и неудачи, но достигли поставленных целей.

На мероприятии ИТ-лидеры России рассказали о своих успешных и неудачных кейсах цифровизации, о подводных течениях отрасли, о конкретных экономических преимуществах, которые заказчики получили от внедрения.

Программа «CNews FORUM Кейсы» включила тематические секции: «Умный город», «Банки», «Информационная безопасность», «Оптимизация ИТ-инфраструктуры» и «ИТ в промышленности».

Мероприятие посетило более 500 гостей, ИТ-директоров российских предприятий, государственных ведомств и представителей ведущих ИКТ-компаний страны. На форуме прозвучало свыше 60 докладов.



Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Стратегия месяца

Уже появляются российские эквиваленты западных решений для банков

Сергей Пегасов

CIO Промсвязьбанка