Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе

Минкомсвязи с задержкой на год пытается узаконить систему ЦОДов для госструктур

Проект перевода государственных информационных ресурсов в единую систему федеральных и региональных ЦОДов по ряду намеченных мероприятий явно выбился из графика. Утвердить нормативную базу и определить оператора системы Минкомсвязи и Правительство не могут уже год.

Нормативка для ЦОДов задерживается минимум на год

Формирование нормативной базы для перевода государственных информационных ресурсов в единую систему федеральных и региональных ЦОДов задерживается как минимум на год. Это следует из даты публикации текста соответствующего законопроекта, разработанного Минкомсвязи и касающегося внесения изменений в законы «Об информации, ИТ и о защите информации», «Об организации предоставления госуслуг» и «Об электронной подписи». Данный документ сегодня, 16 ноября 2016 г. появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

Концепция перевода государственных информационных ресурсов, не содержащих гостайну, в систему федеральных и региональных ЦОДов была утверждена Правительством еще 7 октября 2015 г. С ней же был утвержден план конкретных мероприятий, в котором внесение тематических изменений в вышеупомянутые законы было предусмотрено в декабре 2015 г.

С учетом того, что в отношении нового законопроекта обязательное общественное обсуждение продлится до 30 ноября, реальные изменения в законах не смогут появиться раньше декабря 2016 г.

Комментарий Минкомсвязи

В пресс-службе Минкомсвязи объяснили CNews задержку тем фактом, что данная редакция законопроекта была доработана с учетом положений опубликованного 21 июля 2016 г. поручения Президента РФ Владимира Путина № 1385. В нем главе Правительства Дмитрию Медведеву было предписано до 1 января 2017 г. обеспечить разработку и внесение в Госдуму федерального закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства.

Причину задержки выхода нормативки с декабря 2015 г. в Минкомсвязи объяснили доработкой документов под положения президентского поручения от июля 2016 г.

Отметим, что этот документ подразумевает ввод поэтапных ограничений на использование госорганами ИТ-элементов, обладающих аналогичной по отношению к единой инфраструктуре функциональностью, но в нее не входящих. Для рассматриваемой нами сети ЦОДов это, по факту, означает существенное увеличение нагрузки в будущем и расширение всего проекта в целом.

О каких ЦОДах идет речь, и для чего они нужны

Как можно заключить из пояснительной записки к законопроекту, в техническом смысле законопроект все же во многом повторяет положения прошлогодней концепции. В частности, систему ЦОДов планируется создавать в виде сети федеральных и региональных дата-центров, связанных резервированными магистральными каналами высокой пропускной способности в единый катастрофоустойчивый кластер. Его защиту от компьютерных атак предполагается осуществлять с соблюдением принципа невыхода трафика за пределы РФ.

Ранее утверждалось, что за счет реализации проекта государство сможет повысить эффективность госорганов, усилить безопасность их информационных систем и персональных данных граждан, повысить эффективность бюджетных расходов на ИКТ-услуги.

В результате постепенного отказа от закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг новой системы ожидается снижение нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год. «Таким образом, в период 2015—2017 гг. только по федеральным органам исполнительной власти экономия средств федерального бюджета может составить около p10,2 млрд», — говорилось в концепции.

О том, какая может быть достигнута экономия в результате расширения проекта (при приоритетном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства), в момент выхода вышеупомянутого поручения Путина Медведеву не сообщалось.

Как соблюдаются остальные пункты плана, касающегося сети ЦОДов

Затянувшиеся на год законодательные изменения были прописаны в первом пункте плана перевода обработки и хранения госресурсов в сеть ЦОДов. Вторым пунктом следует создание коллегиального органа, отвечающего за выработку требований и методологий в рамках проекта.

Он также должен был быть сформирован Минкомсвязи в декабре 2015 г. Однако приказ главы ведомства Николая Никифорова о создании межведомственной рабочей группы по организации системы ЦОДов был опубликован министерством только 29 января 2016 г. Первое заседание группы под председательством замглавы Минкомсвязи Олега Пака состоялось в середине апреля 2016 г.

На этом заседании было заявлено о принятии в январе 2016 г. пилотного сегмента системы ЦОДов в промышленную эксплуатацию, что полностью соответствует срокам, прописанным в пятом пункте плана, хотя там речь идет обо всей системе.

Тогда же говорилось о намерении реализовать пилотный проект по переходу на использование системы ЦОДов Минкомсвязи, Министерства сельского хозяйства, Федерального агентства по рыболовству и Федерального агентства по недропользованию. Проведение такого пилота прописано в шестом пункте плана со сроком реализации в июне 2016 г. Однако ответственным за это мероприятие наравне с Минкомсвязи назначался оператор системы ЦОДов.

Определить этого оператора (с последующим утверждением Правительством) Минкомсвязи должно было в декабре 2015 г. По данным CNews, это не произошло до сих пор, потому что осуществить выбор ведомство может только после принятия рассматриваемого здесь законопроекта.

Еще на текущий момент по плану Минкомсвязи уже должно было создать возможности максимального снижения затрат на электроснабжение системы ЦОДов, разработать правила оказания ими услуг и разработать правила аккредитации поставщиков облачных услуг. На вопрос CNews, в какой степени готовности находятся данные мероприятия, в Минкомсвязи на момент выхода материала ответить не смогли.

«Ростелеком» как предполагаемый оператор системы

Напомним, что оператором системы ЦОДов почти наверняка станет «Ростелеком». Это стало предельно очевидно после выхода июльского поручения Президента. В нем говорилось о том, что у единой инфраструктуры электронного правительства будет оператор и исполнитель работ по созданию и эксплуатации всех ее элементов. Им станет некий оператор связи, «занимающий существенное положение в сети связи общего пользования» на территориях не менее двух третей субъектов РФ. Фактически этим требованиям в России удовлетворяет только «Ростелеком».

Отметим в этой связи, что еще в середине декабря 2015 г. «Ростелеком» и концерн «Росэнергоатом» объявили о начале строительства в Удомле «крупнейшего в России» ЦОДа на 4 тыс. стоек. В совместном пресс-релизе партнеров отдельно подчеркивалось, что проект направлен в том числе на обеспечение выполнения вышеупомянутого распоряжения Правительства об утверждении концепции перевода госинформресурсов в единую систему ЦОДов. Предполагалось, что первая очередь этого мегаЦОДа будет сдана в июне 2017 г., а вторая — в июне 2018 г.

Примечательно, что анализ сайта госзакупок позволяет сделать вывод о том, что «Росэнергоатом» затеял это строительство еще в апреле 2015 г., осуществив соответствующую тендерную процедуру в формате упрощенной закупки. Контракт на p6,4 млрд достался ООО «ЦХД инжиниринг». По данным ЕГРЮЛ, эта структура была образована в 1999 г. На данный момент ее учредителями числятся Вадим Тарабрин (доля в 99%) и Евгений Гончаров (1%).

Денис Воейков