Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Интернет ИТ в госсекторе

Администрация Президента предлагает отобрать Роскомнадзор у Минкомсвязи

Администрация Президента хотела бы вывести Роскомнадзор из ведения Минкомсвязи в свое непосредственное подчинение, рассказал сенатор Николай Пожитков. Ранее Минкомсвязи наоборот предлагало передать часть полномочий Роскомнадзор себе и другим ведомствам – Генпрокуратуре и МВД.

Кремль хочет приблизить к себе Роскомнадзор

В ходе коллегии Федерального агентства связи (Россвязи) заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Николай Пожитков сообщил о том, что из-под ведения Минкомсвязи может быть выведен Роскомнадзор.

По словам сенатора, соответствующая инициатива исходит от Администрации Президента России, которая хочет самостоятельно руководить Роскомнадзором. Это связано с важностью возложенных на службу задач и соответствует, например, практике регулирования в США, пояснил Пожитков.

В Роскомнадзоре и Минкомсвязи заявление сенатора комментировать не стали.

С мая 2012 г. Роскомнадзором руководит Александр Жаров, который до этого был заместителем прежнего министра связи Игоря Щеголева (сейчас Щеголев является помощником президента).

Администрация Президента хочет подчинить себе Роскомнадзор, выведя его из-под ведения Минкомсвязи

Между Роскомнадзором и Минкомсвязи во главе с нынешним министром Николаем Никифоровым неоднократно возникали противоречия вокруг раздела различных полномочий.

Инсайдер Роскомнадзора в Минкомсвязи

О том, что у Минкомсвязи имелись намерения уменьшить влияние Роскомнадзора, свидетельствует и электронная переписка, опубликованная хакерами из «Анонимного интернационала» и предположительно принадлежащая Александру Жарову. Об этих планах министерства главу Роскомнадзора по электронной почте информировал некто, под чьими письмами стояла подпись Степан Ларин.

В частности, в 2013 г. Ларин переслал Жарову записку на имя министра связи, подготовленную занимавшим тогда пост его советника Эльдаром Разроевым. В ней говорилось о результатах работы комиссии Минкомсвязи и Росимущества по оптимизации работы надзорного ведомства.

Роскомнадзор без персональных данных и защиты детей

Минкомсвязи предложило забрать у Роскомнадзора функции по контролю за защитой персональных данных россиян и передать их в Генпрокуратуру. Этому же ведомству предлагалось передать функцию ведения реестра операторов обработки персональных данных. За счет этого можно было бы сократить численность сотрудников Роскомнадзора на 190 человек.

Другое предложение было связано с функциями контроля за соблюдениями требований вступившего в силу в 2012 г. Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Соответствующие функции, включая за контроль над рассмотрением информации в СМИ и сети интернет, предлагалось передать Управлению «К» МВД (занимается борьбой с высокотехнологичными преступлениями).

К числу таких функций относится выработка госполитики в области защиты детей от противоправной информации, разработка соответствующих ФЦП, контроль за владельцами точек доступа WiFi на предмет наличия контент-фильтров и т.д. Управлению «К» должны были отойти функции по проведению экспертизы информационных материалов на предмет соответствия требований вышеупомянутого закона.

За Роскомнадзором оставался бы лишь контроль за маркировкой СМИ и веб-сайтов на предмет наличия информации, ограниченной для распространения среди детей, а также контроль в данной части образовательных и научных учреждений. Такая мера позволила бы сократить число сотрудников Росокомнадзора еще на 50 человек. Всего на конец 2015 г. в Роскомнадзоре и его территориальных подразделениях работало 3,1 тыс человек.

Центр по борьбе с экстремизмом в НИИ «Восход»

Еще одно письмо, пересланное Лариным Жарову, содержало переписку замглавы Минкомсвязи Алексея Волина с руководителями подведомственного министерству НИИ «Восход». Институт предлагал создать Центр по борьбе с экстремизмом в интернете, который содержал бы базу текстовых, графических и аудиовизуальных произведений, признанных в России экстремистскими, и осуществлял бы мониторинг их распространения в интернете.

На базе Центра можно было бы организовать государственную информационную систему по борьбе с экстремистской информацией. Она бы координировала работу различных ведомств по борьбе с экстремизмом, автоматизировала бы поиск экстремистских материалов в интернете и принятие мер по прекращению их распространению. Главным исполнителем работ по созданию такой систем должно было стать Минкомсвязи.

Волин идею одобрил, но добавил, что разработчикам проекта не стоит рассчитывать на финансирование из программы «Информационное общество». Ларин, пересылая это письмо Жарову, предупредил, что такой Центр будет использоваться для борьбы не только с экстремистскими материалами, но и с пиратскими материалами и любой запрещенной информацией. То есть, фактически, отодвинет Роскомнадзор от ведения Реестра запрещенных сайтов.

В Минкомсвязи переписку, предположительно принадлежащую Жарову, комментировать не стали. Сам Александр Жаров, выступая недавно на встречи со студентами Факультета журналистики МГУ, заявил, что поскольку переписка была украдена с его личного ящика (на yandex.ru), то не считает необходимым ее обсуждать.

У Минкомсвязи имелись и другие идеи по отъему части полномочий у Роскомнадзора, в частности, министерство хотело проводить торги на выдачу радиочастот и обрабатывать заявки операторов связи на выдачу радиочастотных присвоений. Никакие из этих инициатив не были реализованы.

Игорь Королев