Разделы

ПО Тендеры ИТ в банках ИТ в госсекторе Маркет

Сбербанк проводит сверхскоростную закупку зарубежного ПО на десятки миллионов долларов

Сбербанк объявил трехдневный тендер с навязанным вендором ПО и оборудования почти на $30 млн.

Сверхскоростной тендер

Сбербанк отвел своим потенциальным подрядчикам около трех дней на то, чтобы они успели направить в организацию свои заявки на поставку оборудования и лицензий ПО Avaya для видеоконференцсвязи.

Соответствующий тендер в форме запроса котировок был объявлен банком 15 февраля 2016 г., а принимать документы от соискателей он закончит уже 18 февраля в 18:00.

Отметим, что на принятие решения Сбербанк отвел себе существенно больше времени, чем на подачу заявок. Рассмотрение заявок состоится 19 февраля 2016 г., а итоги конкурса будут подводиться до 29 апреля.

Указанной продукцией Сбербанк намерен пользоваться в течение 2016-2017 г.г.

В рамках сверхскоростного тендера Сбербанк закупит оборудование и ПО Avaya в пределах суммы $29,6 млн 

Вторая особенность конкурса состоит в том, что в конкурсной документации заказчиком явным образом указано имя производителя оборудования — Avaya.

К моменту публикации этого материала представители Сбербанка не смогли ответить на вопросы CNews о причинах явного указания вендора в конкурсных материалах, а также о том, чем вызваны крайне сжатые сроки приема заявок.

Начальная цена лота выставлена на уровне $29,6 млн — свыше p2,3 млрд по курсу ЦБ на день объявления конкурса. Из них большая часть этой суммы ($24,75 млн) приходится на закупку лицензий программного обеспечения.

Что именно хочет закупить Сбербанк

Как следует из конкурсной документации, размещенной на сайте госзакупок, банк намерен приобрести оборудование и лицензии ПО (с доставкой и техподдержкой), которые станут использоваться в контактных центрах и цифровых телефонных сетях в центральном аппарате Сбербанка и его территориальных подразделениях.  

В частности, банку требуется активное и пассивное оборудование автоматизированных рабочих мест, компоненты мини-АТС (серверы, шлюзы, модули и платы), оборудование системы отчетности, для организации видео- и голосовых вызовов, а также гарнитуры, телефонные аппараты, конечные устройства с поддержкой видео, оборудование подсистемы аналитики, записи и контроля качества и пр.

Перечень закупаемых лицензии ПО в конкурсной документации занимает более сотни страниц, но, судя по их названиям, они предназначены для поддержки работоспособности «железа» именно этих категорий.

Странности закупок Сбербанком продукции Avaya

Беглый анализ сайта госзакупок показывает, что Сбербанк в последние годы регулярно пытается закупить продукцию американского поставщика, но далеко не всегда успешно.

В частности, в марте 2013 г. банк объявлял конкурс на поставку оборудования и ПО для своих контактных центров и смежных систем на платформе Avaya со стартовой ценой в $70,8 млн. Претендентами на контракт выступили «Крастком», «Инлайн технолоджис», «Оберон», «Крок инкорпорейтед» и «Дельта телеком». В июле того же года комиссия перенесла сроки подведения итогов конкурса на сентябрь, а в конце декабря 2014 г. банк опубликовал протокол отказа от процедуры по причине утраты ее актуальности.

В июне 2013 г. банк объявлял конкурс на поставку телефонного оборудования и ПО Avaya со стартовой ценой в $40 млн. Комиссия трижды продлевала срок подачи предложений. После этого в ноябре 2013 г. был опубликован протокол вскрытия конвертов с предложениями компаний Platformix, «Степ лоджик», «Дельта телеком», «Крастком», «Оберон» и «Крок инкорпорейтед», и более никакая активность по конкурсу задокументирована не была. На сайте госзакупок он до сих пор находится в статусе «работа комиссии».

В октябре 2014 г. банк устраивал запрос котировок на сервисное обслуживание и техподдержку программно-аппаратных комплексов своих контактных центров и смежных систем на платформе Avaya с начальной ценой лота в $5,8 млн. В декабре того же года процедура была признана несостоявшейся из-за отсутствия претендентов на контракт. 

В июле 2015 г. банк пытался найти поставщика оборудования и лицензий на ПО Avaya (потребность 2015-2016 гг.) за $16,9 млн, но в октябре отказался от этой идеи за неимением желающих поучаствовать в тендере.

Также в середине 2015 г. Сбербанк запустил два конкурса по процедуре закупок у «Avaya СНГ» как у единственного поставщика (единственно возможного). Так в июле речь шла техподдержке ПО контактных центров (КЦ) банка на платформе Avaya и систем, входящих в состав КЦ, за p90,7 млн. А в августе — о модернизации оборудования и переводе рабочих мест операторов систе в Москве, Ставрополе и Воронеже за p184,5 млн. Официальный статус обеих закупок остается незавершенным («работа комиссии»).

Самобичевание Грефа к закупкам нового «железа» не приведет

Напомним, недавно Сбербанк оказался в центре внимания в связи с заявлениями своего президента. Выступая на Гайдаровском форуме в РАНХиГС Герман Греф в неожиданном свете прокомментировал завершившуюся в 2015 г. программу централизации ИТ-систем банка. «Мы очень сильно гордились тем, как мы серьезно продвинулись за последние годы, инвестировали колоссальные деньги. Это был самый крупный и быстрый проект централизации ИТ-инфраструктуры в мире. Но как только мы построили наш супер data-center, все закончили, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны».

Как отмечал топ-менеджер, для него лично этот «ужасный вывод» стал настоящим ударом. «Мы бежим семимильными шагами, но видим, что не успеваем», — говорит он, добавляя, что Сбербанк проигрывает конкуренцию не другим российским банкам, а ИТ-компаниям, которые «отбирают у него самый сладкий кусок пирога».

Позже руководство ИТ-дочки Сбербанка («Сбертеха») заверило, что рассуждения Грефа о необходимости смены ИТ-платформы организации не подразумевают каких-либо принципиально новых шагов. Все необходимые меры по модернизации уже и так прописаны в стратегии развития банка на ближайшие годы.

Денис Воейков