Статья

Светлана Морозова: Сейчас в электронном виде работают 10 услуг

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия

О порядке перевода услуг в сфере образования в электронный вид и проблемах, с которыми ведомство столкнулось при их внедрении, в интервью CNews рассказала Светлана Морозова, заместитель министра образования и науки Мурманской области.

CNews: Когда в Мурманской области начались работы по переводу государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронный вид, какой план был намечен?

Светлана Морозова: Для подготовки перехода образовательных учреждений на оказание государственных услуг в электронном виде было проведено два региональных эксперимента: «Построение школьной образовательно-социальной сети нового поколения «Дневник.Ру» и «Построение единого информационного образовательного пространства на основе комплексной информационной системы «Сетевой город. Образование». Параллельно на образовательном портале Мурманской области была создана база данных образовательных учреждений, позволяющая гражданам найти информацию об общедоступном и бесплатном дошкольном, начальном, основном и среднем общем образовании. В базе данных также разместили информацию о дополнительном образовании в учреждениях, расположенных на территории области, и об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования.

С утверждением Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возникла дополнительная (кроме оказания услуг в электронном виде в сфере образования) необходимость в создании единой информационной системы, содержащей сведения об обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях региона. В результате коллективной работы было выработано комплексное решение по переводу государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронный вид.

Суть комплексного решения заключается в переходе всех общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования региона на автоматизированные информационные системы (АИС) «Электронная школа» и «Электронное УСПО» за счет средств областного бюджета. АИС теперь используются не только для оказания государственных услуг в электронном виде, но и для осуществления управленческой деятельности образовательных учреждений. Эти системы являются основой региональной базы данных обучающихся и студентов. Кроме того, нами сейчас дополнительно разрабатывается и внедряется электронный сервис для межведомственного взаимодействия, благодаря которому сведения об обучающихся из АИС будут автоматически поступают в систему межведомственного взаимодействия.

В декабре 2011 г. Комитет по развитию информационных технологий Мурманской области запустил пилотный проект «Электронная школа» в муниципальном образовании г.Апатиты. В образовательных учреждениях этого города стало использоваться унифицированное решение регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства, включающее региональный узел системы межведомственного электронного взаимодействия и региональный портал государственных и муниципальных услуг. Затем проект решили распространить на все образовательные учреждения региона. Реализация такого подхода позволила осуществить перевод услуг в электронный вид одновременно на всей территории Мурманской области.

В процессе перехода на электронную форму оказания государственных Министерство образования и науки получило значительную помощь от Комитета по развитию информационных технологий Мурманской области. Эта организация является координатором работ по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид в нашем регионе. Комитет также координирует долгосрочную целевую программу «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области» на 2012-2015 годы в разделе «Формирование электронного правительства». Помимо этого, Комитет по развитию информационных технологий Мурманской области является организатором создания и функционирования рабочей группы по координации проектов в сфере информатизации образовательных процессов и формированию электронного правительства в Мурманской области.

CNews: Какие госуслуги доступны в электронном виде уже сегодня?

Светлана Морозова: Сейчас в электронном виде работают 10 услуг. Среди них - лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений Мурманской области; прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения; предоставление информации об общедоступном и бесплатном дошкольном, начальном, основном, среднем общем и дополнительном образовании.

В электронную форму переведено предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования, а также процедура зачисления в различные общеобразовательные учреждения области.

Кроме того, в электронном виде доступна информация о текущей успеваемости учащихся (электронные журналы и дневники), результатах сданных экзаменов, тестирований, вступительных испытаний и порядке проведения государственной аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования. Это касается и аттестации в форме единого государственного экзамена. Помимо этого, в режиме онлайн предоставляются данные об образовательных программах и учебных планах.

В электронном виде уже реализовано предоставление информации и прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку или патронаж над несовершеннолетними.

CNews: Как была организована работа по созданию административных регламентов оказания услуг?

Светлана Морозова: Министерство образования и науки Мурманской области пыталось утвердить на уровне региона «Примерный порядок комплектования образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования». Проект Примерного порядка был направлен на регулирование процедур постановки детей на учет и определял правила приёма детей в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Введение единых правил при регистрации заявлений родителей (законных представителей) о предоставлении места ребенку в ДОУ в едином электронном реестре позволило бы обеспечить соблюдение равенства прав граждан при приёме детей в образовательные учреждения региона.

Однако у Министерства образования и науки Мурманской области отсутствуют полномочия для разработки типовых регламентов и нормативных правовых актов, регулирующих внедрение и эксплуатацию единых информационных систем для оказания услуг в электронном виде. В итоге, каждый орган местного самоуправления разрабатывал административные регламенты самостоятельно; унификация нормативно-правовой базы по муниципальным услугам не выполнялась.

CNews: Как организован процесс обработки заявлений, поданных через Единый портал государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru/?

Светлана Морозова: Электронные услуги оказываются как в синхронном, так и асинхронном режимах. В первом случае это происходит автоматизировано, а во втором – при участии специалиста. Например, услуги по проверке экзаменационных работ участников ЕГЭ, итоговой аттестации обучающихся, формированию и ведению базы данных об участниках ЕГЭ и их результатах, а также предоставлению информации об образовательных программах и учебных планах предоставляются в автоматическом режиме. При этом заявка с портала государственных услуг поступает в информационную систему и обрабатывается в режиме онлайн без участия оператора. Затем в «Личный кабинет» заявителя на портале поступает ответ из информационной системы.

Другой режим оказания услуг - асинхронный. При получении заявки наш специалист пошагово исполняет процедуру оказания услуги, а затем формирует необходимые документы. Полученный результат также поступает в «Личный кабинет» заявителя на портале.

CNews: Каковы были затраты на перевод услуг в сфере образования и науки в электронную форму?

Светлана Морозова: Стоимость вывода одной услуги на портал составляет примерно 340 тыс. руб. В долгосрочной целевой программе «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области» на 2013 г. предусмотрены средства в размере 5,586 млн руб. для перевода государственных услуг в электронную форму. В 2014 и 2015 гг. на электронные услуги выделено по 3 млн руб.

CNews: Как осуществляется финансирование перевода в электронную форму услуг в сфере образования, за оказание которых отвечают органы местного самоуправления?

Светлана Морозова: В основном, эти расходы покрывает областной бюджет. Например, за счет областного бюджета прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные учреждения стало электронным. Также на эти средства в электронную форму перевели предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования и дополнительного образования в учреждениях области. Кроме того, зачисление в образовательные учреждения, предоставление информации о текущей успеваемости учащегося и об образовательных программах и учебных планах стало электронным также благодаря финансовым вложениям из областного бюджета.

CNews: Какие меры по популяризации электронных услуг в сфере образования и науки применяются?

Светлана Морозова: Мы информируем население о простоте и удобстве такого способа оказания услуг с помощью телевидения, печатных средствах массовой информации, портала Правительства Мурманской области, сайтов органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления. Также информация об электронных госуслугах распространяется на родительских собраниях.

CNews: Каковы планы Министерства образования по дальнейшему переходу к оказанию услуг в электронной форме и наращиванию возможностей для получателей услуг?

Светлана Морозова: Мы планируем перевести в электронный вид услугу «Аттестация педагогических и руководящих работников, специалистов государственных областных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений системы образования, культуры и социального обслуживания населения, педагогических работников системы здравоохранения Мурманской области».