Спецпроекты

Сколько на самом деле стоят госсайты?

Интернет Интеграция ИТ в госсекторе Хостинг и домены
Государственные сайты на порядок менее удобны, чем сайты частных компаний, а стоимость их разработки – на порядок выше. Этот тезис сегодня стал общепринятым, однако как раз самые расхожие тезисы зачастую оказываются далекими от реального положения дел. Действительно ли расходы на государственные веб-порталы чрезмерно завышены? На что вообще государство тратит деньги налогоплательщиков при создании своих веб-представительств?

Между тем, проблема нерациональных, хотя и не связанных с коррупцией, расходов на веб-сайты постепенно приобретает актуальность и в России. Российские чиновники уже вошли во вкус построения ведомственных веб-сайтов, количество опубликованной на них информации постоянно увеличивается, однако всегда ли эта информация бывает действительно нужна гражданам?

По мнению Михаила Брауде-Золотарева, официальный сайт – это прежде всего источник официальной информации, и к нему нельзя подходить с мерками массовых сайтов: "99% информации составляют вещи, неинтересные простым пользователям", – но государственные ведомства все равно обязаны публиковать эту информацию. В то же время, по мнению Михаила Брауде-Золотарева, государственный сайт "не должен развлекать, не должен обучать, не должен образовывать – он должен давать информацию максимально четкую и рубрицированную". С этой точки зрения наполнение ведомственных сайтов контентом внештатных редакторов за деньги налогоплательщиков – это нецелевое расходование бюджетных средств: "Аутсорсинг полномочий по ведению сайта – это вообще нонсенс, такого быть не должно", – считает директор Центра ИТ-исследований и экспертизы. А есть ли в самих ведомствах ресурсы, способные вести сайт? Это вопрос.

Не все так плохо?

Действительно ли российские государственные веб-сайты – это лишь бюджетная черная дыра, поглощающая деньги налогоплательщиков с минимальным полезным результатом? Пожалуй, так говорить нельзя, и, более того, за последние два года ситуация в некоторых отношениях улучшилась.

Уровень информационной открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)

Источник: Фонд свободы информации, 2012

В плане стоимости разрабатываемых веб-сайтов существенных улучшений, увы, пока не наблюдается: "Работает общее правило: бесконтрольность и отсутствие обратной связи порождает все большие аппетиты", – отмечает Михаил Брауде-Золотарев.

Тем не менее, положительные изменения действительно есть. В первую очередь, они связаны с принятием федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в соответствии с которым перед владельцами государственных веб-сайтов были поставлены жесткие и унифицированные требования о составе обязательной к размещению информации. В результате царивший несколько лет назад информационный беспорядок, когда каждое ведомство публиковало на своем портале ту информацию, которую считало нужным разместить, сменился достаточно логичным единообразием, обусловленным одинаковостью законодательных требований. Сегодня структура и содержание сайтов разных ведомств в целом следуют единому шаблону, и, разобравшись с пятью-десятью сайтами, пользователь может без труда понять любой новый.

По данным независимого ежегодного мониторинга, проводимого Фондом свободы информации, в настоящее время на сайтах федеральных органов исполнительной власти публикуется 54,56% обязательной для публикации информации (при этом 6,35% было опубликовано непосредственно в ходе пятнадцатидневного периода взаимодействия Фонда свободы информации с представителями соответствующих ведомств в январе-феврале 2012 г.). Таким образом, результат 2012 г. на 15% превысил аналогичный показатель за 2010 г., когда уровень информационной открытости составлял 39,49%.

Фонд свободы информации выделил отдельные случаи "прорывов" в информационной открытости. Так, уровень открытости Роскомнадзора поднялся с 46,8% в 2010 г. до 93,4% в 2012 г., Минкомсвязь – с 36,3% до 80,8%, ФНС – с 30,7% до 73,9%, Государственной фельдъегерской службы – с 39,0% до 75,9%, ФТС – с 39,9% до 76,5%. Если говорить о категориях обязательной для публикации информации, то наименее охотно федеральные ведомства делятся сведениями о государственных закупках (47%), бюджете и финансах (48%) и находящихся в их ведении информационных системах (49%).

Кроме того, отмечает Михаил Брауде-Золотарев, несколько повысилась техническая интероперабельность веб-сайтов – в связи с приказом Минэкономразвития №470, установившим единые технологические требования для веб-сайтов. Более сознательные государственные заказчики включают положения этого приказа в конкурсные требования, что в целом повысило качественный уровень вновь создаваемых сайтов.

Егор Гребнев / CNews

Стратегия месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»

Персона месяца

Власти Петербурга переходят на рыночную модель цифровизации

Денис Чамара

ИТ-директор Санкт-Петербурга