Разделы

Цифровизация Документооборот ИТ в госсекторе

Как сделать госуслуги доступнее? Вклад "Саперион"

Основным приоритетом в информатизации органов власти является развитие электронных госуслуг, а соответственно, обеспечение надежного и безопасного электронного документооборота. На вооружение исполнителей таких госпроектов взяты ECM-платформы, в частности — продукт «Саперион» корпорации «Элар».

1 июля 2012 года вступил в силу № 210-ФЗ, который обязывает чиновников не требовать от граждан данные, которые уже имеются в распоряжении государства. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 по многим направлениям этой огромной работы устанавливает, как бы мы сказали, конкретные KPI – например, обеспечить к 2015 году уровень удовлетворенности граждан качеством госуслуг не менее 90% и уже к 2014 году сократить время ожидания в очереди до 15 минут.

Конечно, в настоящее время информация по взаимодействию граждан с государством поступает в электронном виде и заносится в ведомственные базы данных, даже если первичные документы все еще бумажные. Так что если оставить в стороне административные барьеры и нестыковки в законодательстве, то на техническом уровне задача вполне решаема — нужно лишь обеспечить интеграцию различных ведомственных систем и договориться о единых протоколах обмена информацией.

Если бы все документы в органах власти уже были электронными, снабженными точными и достоверными индексными данными (иначе говоря, реквизитами) и были бы помещены в централизованные хранилища документов, то при наличии СМЭВ и МЭДО сомнений, что эти показатели вполне достижимы, даже бы не возникало. Но это пока не так.

Планы, планы...

Распоряжение правительства РФ от 12.02.2011 № 176 «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности» предусматривало модернизацию ведомственных СЭД и определение перечней документов, создание, хранение и использование которых в ФОИВ должно осуществляться в электронном виде.


Чтобы поддержать процедуры оказания госуслуг, нужно обеспечить надежное и безопасное хранение электронных документов

Однако дела с исполнением этого распоряжения обстоят не лучшим образом. Значительная часть ФОИВ не выполнила ряд основных, базовых мероприятий плана, говорится в справке, опубликованной Росархивом 27 марта 2013 года. Мониторинг, проведенный Росархивом и ВНИИДАД, показал, что по состоянию на декабрь 2012 года 49 ФОИВ разработали и утвердили планы по поэтапному переходу на безбумажный документооборот, 59 – утвердили перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов, 49 – инструкции по делопроизводству и изменения к ним. Разработали и модернизировали СЭД 58 ведомств, 40 – обеспечили должностных лиц средствами реализации электронной подписи, 28 – применяют в СЭД электронные подписи (простую, усиленную квалифицированную и усиленную неквалифицированную). Следует отметить, что сведения по мониторингу представили только 60 федеральных органов исполнительной власти (из 87-ми).

Без ECM не обойтись

Реализация архитектуры СМЭВ без применения ECM-платформ для создания хранилищ документов не представляется возможной, поскольку, чтобы поддержать процедуры оказания госуслуг, нужно обеспечить надежное и безопасное хранение электронных документов, комплекс мер по защите информации (в т. ч. персональных данных), широкие интеграционные возможности и адаптивную систему разграничения доступа к хранимым документам.

Учитывая «масштаб бедствия», то есть количество документов и повышенные требования к надежности их хранения и обеспечению информационной безопасности, ориентироваться стоит на промышленные ECM-платформы, которые могут взять на себя все эти задачи. При этом вполне логично рассматривать в первую очередь решения, апробированные и положительно оцененные аналитиками. Из числа 22 упомянутых в магическом квадранте компании Gartner вендоров ECM в России представлены только EMC, IBM, Open Text, Oracle, Microsoft, Xerox, Alfresco и Saperion.

Однако международное признание какой-либо ECM-платформы еще не гарантирует успеха на российском рынке, особенно в госсекторе. Для заказчиков важно, чтобы в архитектуру решения входили готовые модули интеграции со СМЭВ и другими государственными информационными системами (ГИС), которые обеспечивают предоставление электронных госуслуг, как, например, реализовано в платформе «Элар Саперион».

Информацию нужно охранять

Наверное, нет необходимости доказывать важность задач информационной безопасности при создании информационных систем в органах госвласти. В этой связи стоит обратить внимание на два аспекта, которые коррелируют друг с другом, но не являются идентичными. Во-первых, нужно оценивать технический уровень решений по безопасности, заложенных в вашу ECM-платформу уже на уровне архитектуры. Если система изначально проектировалась с учетом высоких требований по безопасности, это лучше, чем любые надстройки и доработки.

В случае с «Саперионом» информационная безопасность обеспечивается гибкой системой управления доступом, хранением документов в контейнерах собственного формата (что минимизирует риск доступа к ним в обход системы), применением встроенных алгоритмов технического кодирования контента при хранении (поддержка стандартов Blowfish, DSA, RSA, RC2, RC4, RC5 и др.) и возможностью технического кодирования документов без установки специализированного ПО.

Самое время сказать о втором аспекте. Ваша ECM-платформа должна еще отвечать формальным требованиям регулирующих органов по защите информации, чтобы иметь право использования ее в госорганизациях для работы с информацией ограниченного распространения. «Саперион» сертифицирован ФСТЭК России по НДВ-4 и разрешен к применению в АС до класса защищенности 1Г включительно.