Спецпроекты

ИТ позволят железнодорожному транспорту пережить "эпоху перемен"

Интеграция Конференции Документооборот Инфраструктура ИТ в госсекторе Внедрения
В условиях резкого увеличения объема перевозок железнодорожный транспорт должен адекватным образом адаптировать свою ИТ-инфраструктуру, обеспечить ее модернизацию и развитие в соответствии с актуальными тенденциями отрасли высоких технологий. Для холдинга РЖД эта задача усложняется на фоне реструктуризации, усиливающей потребность в повышении управляемости и эффективности бизнес-процессов. Каковы ключевые задачи транспортных предприятий в области ИТ? Какие ИТ-проекты находятся в фокусе в настоящее время - и какие будут актуальны в ближайшие годы? Какие ИТ-решения и услуги оптимальным образом отвечают запросам железнодорожников? Эти и многие другие темы стали предметом обсуждения на 15-й международной конференции "Информационные технологии на железнодорожном транспорте", организованной компанией "Бизнес Диалог" при поддержке CNews.

Кроме того, объединение ГВЦ и 17-ти ИВЦ железных дорог в единый филиал (с последующей передачей в ведение департамента информатизации) обеспечило возможность проведения единой технической и бюджетной политики, в том числе - обеспечения контроля общей стоимости владения ИТ.

ИТ-парк РЖД:

Серверный комплекс:

  • 64 мейнфреймов суммарной производительностью более 55 тыс MIPS;
  • более 300 UNIX-серверов корпоративного уровня с суммарным количеством процессоров более 3 тыс;
  • Около 6 тыс прочих серверов;
  • Объем внешней памяти более 2 тыс Тб;
  • Около 280 тыс рабочих станций.
  • Сеть передачи данных - 17 региональных, 235 транзитно-периферийных узлов;
  • 12 тыс сотрудников.
Директор департамента информатизации и корпоративных процессов РЖД Алексей Илларионов отметил, что в РЖД эксплуатируется один из самых крупных в стране информационных комплексов: 64 мэйнфрейма, более чем 300 корпоративных серверов, объем памяти хранилищ – более 2 ПБ, более 280 тыс. ПК. "У нас 12 тыс сотрудников занимаются информатизацией компании. Эксплуатируются более 4 тыс информационных систем (ИС), все они имеют различный масштаб, но среди них есть беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире", - прокомментировал он.

Перечисление своих ИС господин Илларионов начал с комплекса управления грузовыми перевозками. "Ежесуточно он обеспечивает обработку свыше 6 млн операций с подвижным составом. В 2010 г. мы реализовали пилотный проект автоматизированной системы для оптимизации распределения приватных вагонов (т.е. грузовых вагонов, имеющих собственника, прим. CNews) и обеспечения ими заявленной потребности грузоотправителей". По его словам, вопрос повышения эффективности встал после перехода всех вагонов в частную собственность. Далее г-н Илларионов рассказал об управлении пассажирскими перевозками. "Это достаточно крупный информационный комплекс, обеспечивающий продажи билетов, управление парком вагонов. Активно развивается АСУ "Экспресс", в ней появилось много новых возможностей, в частности поддержка продаж билетов через интернет. За девять месяцев 2010 г. мы продали более 5,5 млн билетов, что вдвое превосходит показатель прошлого года". Система электронного технологического документооборота компании оттестирована с нагрузкой около 280 млн документов с ЭЦП, утверждает господин Илларионов. "По масштабу проекта управления ИТ-услугами, насколько я знаю, мы являемся крупнейшими в мире", - добавил он.

Перечислив наиболее значимые для РЖД проекты, Алексей Илларионов предложил использовать наработки РЖД за пределами транспортной сферы. "Возможно предложение нового формата взаимодействия с нашими партнерами, - развил мысль ИТ-директор. – Мы зачастую воспринимаемся как потребитель решений. Я думаю, что достаточно перспективным для нас является переход к партнерству по совместному предоставлению ИТ-услуг. Достаточно большое количество разработанных в РЖД систем являются готовыми продуктами". По мнению Илларионова, от РЖД многие участники транспортного рынка и госорганы могли бы быстро получить адекватные инструменты управления. Хорошей рекомендацией для продуктов, разработанных РЖД, является то, что они закончены и протестированы в условиях высоких нагрузок внутри холдинга.

Главные ИТ-задачи на текущий момент

Источник: CNews Analytics, 2010

В свою очередь Вадим Вохмянин, первый заместитель начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления, обозначил как перспективные на ближайшее время следующие решения и технологии: консолидация в ЦОД, виртуализация, интеграционные решения, мобильные, терминальные и веб-решения, а также карточные технологии. В частности, по его словам, до конца 2010 года планируется завершить проекты консолидации систем ЕК АСУТР (Единая корпоративная система управления трудовыми ресурсами), АСУ "Экспресс-3", а в 2011 г. - АСУ ГП (автоматизированной системы управления грузовыми перевозками) и ЕК АСУФР (Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами). В виртуальную среду в текущем году переводится около 200 серверов приложений. В планах на 2011 г. - перевод около 5 тыс серверов, при этом все новые системы размещаются в виртуальной среде.

Как веб-приоритет господин Вохмянин отметил развитие электронной торгово-закупочной площадки, которая работает с 2010 г. - в рамках пилотного проекта на портал РЖД производится загрузка расписания движения пригородных поездов по 4 дорогам, которое обновляется раз в сутки. В 2011 г. планируется публиковать информацию об опозданиях и отмене поездов, а также запустить сервис построения маршрутов с пересадками.

Параллельно активно развивается электронный документооборот. По словам Вадима Вохмянина, главная цель этого проекта - уменьшить использование бумаги на 50%. Сегодня к системе ЕАСД подключено свыше 9 тыс пользователей, в 2011-2012 гг. планируется подключить 22 тыс пользователей.

Одним из неожиданных направлений информатизации является внедрение систем управления бизнес-процессами на базе ключевых показателей эффективности. Руководитель получает информацию через клиент на мобильном устройстве iPad, при помощи которого работает с отчетами и с документами в системе ЕАСД.

Схема электронной информационной площадки РЖД

Увеличить

РЖД, 2010

Со своей стороны, Валерий Вишняков, директор Главного вычислительного центра – филиала "Российские железные дороги", отметил, что компания перешла на сервисные принципы организации работы. Речь идет о фокусе на развитии бизнеса за счет предоставления услуг как подразделениям РЖД, так и другим участникам транспортного рынка, на основе разработанного специального каталога сервисов. В нем приведены основные параметры и регламенты оказания услуг, которых в настоящий момент около 100 позиций. В РЖД видят возможности их расширения и в целом стремятся повысить эффективность управления - как самими сервисами, так и ИТ-ресурсами в целом.

Персона месяца

Власти Петербурга переходят на рыночную модель цифровизации

Денис Чамара

ИТ-директор Санкт-Петербурга

Стратегия месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»