Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Интервью с губернатором Астраханской области о е-правительстве региона

В интервью CNews губернатор Астраханской области Александр Жилкин рассказал об особенностях реализации в регионе проекта по внедрению электронных госуслуг, а также об уровне информатизации здравоохранения, образования и развития служб экстренного реагирования.

CNews: Расскажите об основных приоритетах развития электронных госуслуг и информатизации в Астраханской области.

Александр Жилкин: Когда мы принимали первую программу развития, еще пять лет назад, нам уже было понятно, что все это не ради самих проектов, а для создания комфортных условий для населения, бизнеса, превращения территории в конкурентоспособную. Это будет достижимо, если удастся снять множество ограничений — в первую очередь бюрократических. Все знают, как тяжело бывает в нашей стране, например, оформить земельный участок. Конечно, на нашей территории все то же самое. Информационные технологии, безусловно, нужно применять. А потому, когда на высшем уровне было принято решение о внедрении государственных и муниципальных услуг в электронном виде с целью упрощения бюрократических процедур, мы сразу же включились в эту работу, которую ведем уже четыре года.

Модель «одного окна» реализуется у нас весьма успешно. Я думаю, мы завершим внедрение электронных госуслуг по всей области даже раньше срока, установленного правительством Российской Федерации. Сегодня в центральных населенных пунктах 30% населения может спокойно получать услуги в МФЦ. До конца года планируем еще увеличить охват, открыв еще 3 многофункциональных центра предоставления госуслуг (всего к концу 2013 года будет действовать на территории области 10 МФЦ).

Кроме этого, мы разработали проект «Удаленное окно» для малонаселенных пунктов, где МФЦ открывать бессмысленно. Идея в том, чтобы создать удаленные рабочие места на базе муниципального образования — условно говоря, сельсовета или почты. В качестве операторов мы привлекаем молодых сотрудников этих же самых учреждений. Таким образом сегодня у нас работают уже 300 человек. К концу года будет открыто уже 141 «окно», которое позволит 50% населения пользоваться госуслугами.

Одновременно мы запустили проект обучения компьютерной грамотности, в первую очередь ориентированный на пенсионеров, ветеранов, людей с ограниченными возможностями. Проект называется «Все в сеть» и направлен на то, чтобы обучить людей элементарным компьютерным навыкам. Поначалу, честно говоря, эта идея не казалась очень удачной: думалось, что взрослое поколение осваивать новые технологии не пойдет. Однако результаты говорят сами за себя. Буквально недавно закончилось очередное соревнование, которое мы проводили среди старшего населения, и победителем оказалась 67-летняя бабушка. Всего у нас действуют порядка 125 центров обучения по всей территории области. В первую очередь были задействованы институты Министерства социального развития региона, потом подключились все школы, и это позволило параллельно заметно улучшить работу по развитию преемственности поколений.


Губернатор Астраханской области Александр Жилкин

Интернет в области есть во всех школах. Проблем с широкополосным доступом в интернет у нас в принципе не существует. Параллельно реализуется проект цифрового телевидения, к концу года охват должен составить 97,7% территории. Сегодня уже 7000 дедушек и бабушек обучились пользоваться новым оборудованием, но это только начало — поток желающих приобщиться к высоким технологиям не ослабевает. Конечно, такой интерес населения дает толчок и развитию программы внедрения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Начинали с простого: обращения граждан за справкой ГИБДД и подобное. Хочу отметить, что услуга электронной записи к врачу сегодня у нас в регионе весьма востребована. К сентябрю совершено около 1,2 млн таких операций. В системе здравоохранения создано 3000 автоматизированных рабочих мест, полностью подготовленных к предоставлению данной услуги. В Астраханской области все лечебно-профилактические учреждения (их 23), а также все поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты подключены к единой системе. Конечно, успех проекта, как и везде, заключается не только в самих технологиях, но и в людях: важно, чтобы медработник умел работать на компьютере, а иначе эти компьютеры в составе автоматизированных рабочих мест превращаются в бесполезные ящики.

CNews: Как координируются проекты по внедрению электронных госуслуг?

Александр Жилкин: В составе Министерства экономического развития Астраханской области создана специальная структура, которая координирует деятельность по внедрению электронных госуслуг. Кроме этого, конечно, задействовано Агентство массовых коммуникаций. Высшая точка ответственности за реализацию этой программы — Министр экономического развития.

Я возглавляю коррекционное совещание, которое проходит каждый квартал. На нем мы отрабатываем какие-либо решения, фиксируем определенный этап их развития. Наш портал государственных услуг достаточно хорошо работает, и мы его постоянно совершенствуем и тестируем. Я лично проверяю, как функционируют сервисы, – точно так же, как любой гражданин, могу записаться на прием к врачу, могу заявиться в муниципальное управление. Меня очень интересует, как обстоят дела с упрощением процедур по разрешительным документам на открытие бизнеса или урегулирования земельных вопросов. Я строго спрашиваю с ответственных, требую показать мне, как движется работа, что уже сделано, — за тем, собственно, и необходимо коррекционное совещание.

CNews: То есть вы испытываете эти сервисы сами?

Александр Жилкин: Конечно. Был один интересный случай. В самом начале января, в выходные, я решил записаться на прием в Министерство здравоохранения. Выбрал определенного чиновника, с которым якобы хочу встретиться, — и внес свои данные в форму записи. По регламенту отклик должен был последовать в течение получаса (пользователь получает подтверждение, что он записан). Минздрав отреагировал через пять часов. Тогда же я зашел на сайт Министерства культуры проверить, как там работают сервисы (у нас в области действует т. н. «чудо-билет»: на любое мероприятие можно приобрести билет с помощью пары кликов мышки). Регламент — тот же, полчаса. Минкульт откликнулся еще позднее — только через сутки. Потом, при разборе полетов, чиновники оправдывались: оператор растерялся, увидев «подозрительное» сочетание имени и фамилии, и подумал, что просто проводятся тестовые работы. Зато теперь все знают, что я действительно в любой момент могу проверить какой угодно сервис, более того — могу реально явиться на прием и побеседовать.

Кстати сказать, программа компьютерной грамотности для старшего поколения, о которой я уже рассказывал, дает очень хороший мультипликативный эффект. Пенсионеры, как правило, люди скрупулезные, и если у них не получается, например, записаться к врачу — они немедленно дают обратную связь, сообщают, что и где плохо работает. Надо отдать должное: уже с апреля жалоб по этому направлению не поступало. Следующим этапом необходимо отладить вопросы, касающиеся собственно регламентов по исполнению обращений граждан в системе межведомственного взаимодействия. Так, если для прохождения документов установлен срок в 10 дней, то ровно через 10 дней все должно быть выполнено.

CNews: Минкомсвязи публикует статистику по использованию федерального единого портала госуслуг. Сейчас в нем зарегистрировано около 5 млн россиян. Как вы понимаете, в масштабе страны это не очень много. Как вы думаете, что нужно сделать федеральным, региональным органам власти, чтобы популяризировать сервис?

Александр Жилкин: Я думаю, далеко не все россияне владеют компьютером. Кроме этого, просто одного их умения пользоваться оборудованием недостаточно. Они должны понять, что такой формат взаимодействовать власти с гражданами — посредством электронных средств связи — нормальный. Когда мы только приступили к данной работе, мы объявили, что будем принимать сообщения по электронной почте и отвечать на них так же, в электронном виде. И на первом этапе я действительно отвечал сам на все письма.