Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИКТ в госсекторе: первые итоги перезагрузки

Масштабная конференция с таким названием, организованная 26 сентября 2013 г. CNews Analytics и CNews Conferences, коснулась самых разных аспектов информатизации госсектора. Немало докладов касалось электронного правительства и портала госуслуг. В этих сферах сделано много, но предстоит еще больше. В основном требуются тестирование и отладка заявленных сервисов.

Многие типовые ИТ-решения для госсектора, по словам Татьяны Батаровой, руководителя направления департамента комплексных проектов «Ланит», разработаны на открытых стандартах и продуктах, что не требует дополнительных лицензионных отчислений и каких-то существенных затрат на адаптацию. Но с этим мнением не согласился Вадим Деянышев, генеральный директор компании «АйТи. Ведомственные системы». Конечно, типовые решения имеют право на существование, но на практике они не могут покрыть весь спектр потребностей регионов — там своя специфика структуры власти, бюджетов, плотности населения, развитости ИКТ и др. Стоимость «кастомизации» зачастую превышает разработку с нуля.

И открытые, и централизованные решения работают на платформах Microsoft, представленных Ольгой Карпман, менеджером по продвижению решения для дата-центров Microsoft, — не только и не столько традиционных десктопных, сколько в серверных платформах и облачной системе Azure. Эти продукты сертифицированы, могут использоваться при обработке персональной информации и, помимо прочего, включают в себя полный стек технологий от разработки до тестирования и развертывания.

ИТ-решение и новый электронный сервис недостаточно разработать, его еще нужно подвергнуть тщательному тестированию. И в компаниях, и в ведомствах госсектора нередко используется широкий спектр ПО — наряду с новейшими системами применяется устаревшее ПО, которое уже сложно масштабировать и модифицировать. Разработчики интегрируют продукты на уровне приложений, данных, информационных ресурсов, веб-сервисов или с использованием промежуточного ПО. Как отмечает Ольга Суша, директор департамента тестирования корпоративных систем, «Технологии качества» (A1QA), дальнейшая задача — это тестирование распределенных систем, которое позволяет определить, а насколько эффективно они взаимодействуют.

Такие продукты приходится исследовать на основе интеграционных подходов и на компонентном и на системном уровне. При этом важно учитывать, как мигрируют данные между системами, в каком режиме и какими методами обеспечивается это взаимодействие — на уровне файлов, БД, общих библиотек или при обмене сообщениями. Все тесты, кроме того, следует начинать с самых ранних этапов разработки-внедрения, даже если доступны еще не все компоненты. Когда требуется доступ к внешней системе, которая не может быть подключена к исследуемой, взаимодействие модулей можно эмулировать.

В ходе тестирования определяется, насколько применяемые форматы понимают различные компоненты распределенной системы, дублируется ли где-то информация, обеспечивается ли целостность данных и др. Тестировать приходится не только ИТ-системы, но и сами электронные услуги. Через программу «Гостест» (http://www.gos-test.ru) уже прошли Электронная Москва, а сейчас завершается проект в Саратовской области, где протестированы около 850 услуг. В процессе тестов было выявлены такие проблемы, как недоступность электронной услуги на портале (даже если она была опубликована в списке), проблемы межведомственного взаимодействия, а в половине случаев при воспроизведении услуги происходит сбой. Сейчас многие обнаруженные ошибки исправляются и, как уверяет Павел Гордейчук, директор по развитию компании «Гостест», реальное улучшение качества госуслуг можно ожидать только во второй половине следующего года.

Другие важные технологические аспекты информатизации госсектора — это коммуникации и видеосвязь. Как рассказал Владимир Гусев, менеджер по работе с госсектором, Polycom Россия, его компания поставила задачу сделать организацию сеансов видеосвязи предельно простой и доступной, чтобы один пользователь даже не задумывался о том, какие устройства или программные клиенты в наличии у другого пользователя. Сферы применения решений видеоконференцсвязи в госсекторе охватывает такие области, как, например, дистанционный прием сотрудников и населения, собеседование или консультации в удаленном режиме, образование, телемедицина, юриспруденция и судебная практика.

Передача видеосигнала по каналам связи зависит от их пропускной способности. Оператор может обеспечить любую ширину канала, но не скорость доставки пакета, на которую влияет задержка при доставке. Тем не менее, по мнению Леонида Денисова, регионального менеджера по России и СНГ Riverbed, решить проблему оперативной доставки данных несложно — в ассортименте компании уже есть аппаратно-программные комплексы для операторов связи, сервисных и облачных провайдеров, которые снижают задержки при передаче пакетов данных. Эти продукты обеспечивают LAN-оптимизацию, балансировку трафика и мониторинг сетей.

Планы на завтра

Помимо технологий, на конференции детально рассматривались вопросы, что уже достигнуто в сфере информатизации госсектора и что еще предстоит сделать... Открывший этот блок Максим Казак, главный редактор CNews, напомнил, что в соответствии с нормативными актами всего через два года основные услуги будут оказываться в электронном виде, а число документов личного хранения сократится с нынешних 18 до одного. Олег Фомичев, статс-секретарь-заместитель министра Минэкономразвития РФ, уточнил, что так быстро отказаться от всех «лишних» документов и заменить их одной универсальной электронной картой (УЭК) вряд ли получится, но именно за этот период планируется отказаться по меньшей мере от 70% документов, сохранив их где-то в архивах. Электронные услуги востребованы у населения — по оценкам Алексея Козырева, директора департамента развития электронного правительства, Министерство связи и массовых коммуникаций, в этом году ими воспользовалось около 25% граждан. Впрочем, при сохранении динамики заложенные в законе показатели достигнуты не будут. Поэтому соответствующие сервисы нужно популяризировать, а заодно упрощать доступ к уже доступным электронным госуслугам.

Предложенный Алексеем Козыревым проект (он уже находится на этапе реализации) предполагает упрощение регистрации на портале госуслуг, а также реализацию таких инструментов, как электронная запись на прием в органы госвласти, и доработку интерфейсов с точки зрения юзабилити. При создании аккаунта потребуется всего лишь подтверждение по смс, в дальнейшем для новой учетной записи станут доступными некоторые популярные информационные госуслуги. Кроме того, была озвучена идея того, что электронные госуслуги должны обходиться существенно дешевле, чем оказываемые в многофункциональных центрах. К системе межведомственного электронного взаимодействия, за счет которой, собственно, и обеспечивается исполнение госулуг, сегодня подключены 83 субъекта федерации, свыше 1200 региональных органов власти и 5600 органов местного самоуправления.

Еще один аспект информатизации госсектора связан с УЭК. Основная проблемы связана вовсе не с эмиссией, а с построением инфраструктуры для их применения. Пока налицо замкнутый круг: нет эмиссии, частный бизнес не вкладывает в развитие инфраструктуры, а нет инфраструктуры — карты представляют собой всего лишь кусок пластика с чипом. Алексей Попов, президент организации «Универсальная Электронная Карта», предложил все же привлечь частный капитал, напечатать необходимое число УЭК на пятилетний период, раздать их определенным категориям граждан, например льготникам, а затем начать активно создавать инфраструктуру. Эти карты могут применяться как средство оплаты на транспорте, как инструмент доступа к госуслугам и т.п. Следующая эмиссия, если за это время дозреет проект электронного паспорта, на который можно возложить весь функционал УЭК, может и не потребоваться. Если же правительство не успеет выпустить паспорт, то можно продлить действие УЭК еще на 5 лет.

Далеко не все услуги целесообразно переводить в электронный вид, поскольку затраты достаточно велики, а отдача мала. Прежде нужно расставить приоритеты. Кроме того, предлагается изменить сам принцип ввода услуги: сначала разбивать ее на условные блоки и затем уже оценивать, имеет ли смысл реализовывать ее на основном портале. Параллельно нужно доработать и интегрировать всевозможные реестры, обеспечив к ним доступ из ведомственных систем. Сейчас, как отметил ряд выступающих, в частности, Руслан Гаттаров, член Совета Федерации Федерального собрания РФ, смысла внедрять новые системы нет, нужно довести до ума сделанное.

Руслан Гаттаров оценивает ситуацию с электронным правительством как плачевную. При этом он поясняет, что реально программа не работает. МФЦ должно привести к тому, что будут развиваться бэк-офисы ведомств, но этого пока не происходит. СМЭВ тоже не работает. Инфоматы и электронные очереди хотя и выполняют свою функцию, все же не позволяют говорить о том, что программа «Электронное правительство» работает на полную катушку. К тому же подавляющее большинство госуслуг (даже называется цифра в 95%) на едином портале не работоспособно. Чтобы повысить отдачу от портала, нужно расставить приоритеты для госуслуг федерального и регионального уровня, исходя из них доработать и унифицировать действующие ИТ-системы, а также внедрить решения для сбора и обработки статистики.