Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Внедрения

e-Government: пути России и Европы расходятся?

Евросоюз предпринимает шаги для организации континентального электронного правительства. Если эти планы реализуются, встанет вопрос о трансконтинентальном объединении. Решение данной проблемы пока не продвинулось дальше лозунгов и предложений. Российская программа развития информационного общества тоже не ушла далеко от стадии постановки проблемы. Насколько планы Евросоюза соотносятся с российскими перспективами на ниве e-Gov? Полную версию материала можно увидеть в журнале CNews №53.

"Цифровой план" приводит интересную статистику использования услуг государственных органов. В 2009 году только 38% физических лиц пользовались публичными сервисами, в то время как этот показатель относительно юридических лиц достиг 72%. В России положение иное, что связано, в первую очередь, с механизмами идентификации и регистрации пользователя системы. На едином федеральном портале государственных услуг существует регистрация пользователей-физических лиц, но до сих пор не реализован данный сервис для юридических лиц.

Умное, устойчивое и инновационное

Ответственным органом по всем мероприятиям плана дел Европейского электронного правительства на 2011-2015 годы является Комиссия при Европарламенте. Этот орган в какой-то мере можно сравнить с российской Правительственной комиссией по внедрению ИТ в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, образованной в 2010 году. Она тоже является коллегиальным органом, координирующим план реализации мероприятий создания информационного общества и электронного правительства в РФ. Но при этом надо понимать, что в России целесообразно возлагать ответственность за проведение работ на орган исполнительной власти, в данном случае Минкомсвязи. Однако когда речь идет о межгосударственном сотрудничестве, то оптимальной формой управления может быть комиссия.

Что же является, согласно заголовку плана, ядром создания умного, устойчивого и инновационного правительства? К 2015 году ключевые трансграничные услуги должны быть дистанционно доступны в любой точке Европейского Союза. Ожидается, что тогда половина граждан ЕС будет использовать услуги электронного правительства, а среди юридических лиц этот показатель составит 80%. И снова ведущим принципом объединения местного, регионального и национального уровней является экономия средств, навеянная мировым финансовым кризисом.

В рамках плана перечислен ряд задач. В частности, проектирование услуг с ориентацией на нужды потребителей. Иначе говоря, услуги должны строиться вокруг потребностей пользователей и обеспечивать гибкие и персонализированные способы взаимодействия с государственными органами, например, для отслеживания распределения пособий, порядка поступления в учебные заведения, получение услуг признания актов гражданского состояния и т.д. К 2013 году комиссия будет вырабатывать и согласовывать критерии оценки открытости и доступности услуг с государствами членами, а также организует обмен опытом. В 2013 году государства члены будут развивать свои внутренние услуги, включая функции по мониторингу статуса рассмотрения поданных заявителем документов.

Другая задача плана: объединение в производстве услуг. В 2011 году на основании исследований комиссия оценит и сформулирует способы вовлечения в процесс производства технологий оказания государственных услуг заинтересованные стороны, включая граждан ЕС. В 2013 году она обобщит собранные предложения для передачи государствам-участникам. Предполагается, что действенным инструментом активности гражданского общества в сборе мнений и предложений будут социальные сети, в том числе специализированные.

В задаче "Повторное использование информации публичного сектора" разработчики плана обратили внимание на то, что государство обладает большим объемом информации, которая служит лишь узким целям или вообще мало используется. Речь идет об информации лишенной персональных данных физических лиц (демографическая, статистическая, географическая, экологическая и т.д.). При этом использование данных кроме прямых государственных нужд в частной сфере способно принести ощутимый экономический эффект. С этой целью через порталы органов государственной власти должен обеспечиваться доступ к информации публичного сектора. Одним из примеров такого портала называется ресурс Великобритании Data.gov.uk. К 2012 году обобщенный опыт использования таких сведений должен сформулировать новые стратегические директивы по применению информации публичного сектора в рамках "Цифрового плана Европы".

К 2014 году для "повышения прозрачности" в соответствии с Директивой Еврокомиссии "О защите персональных данных", государства-члены принимают на себя обязательства создать сервисы для граждан, где бы они могли контролировать использование своих персональных данных. Система будет готовить автоматический отчет о том, для чего и где были использованы персональные данные.

Для создания "бесшовных услуг для бизнеса" предполагается устранение громоздких процедур при получении государственных услуг. Уже были приняты две важные инициативы, названные: SPOCS (Simple Procedures Online for Cross-border Services, упрощение онлайн-процедур для транграничных услуг) и PEPPOl (Pan-European Public eProcurement On-Line, Европейские публичные электронные закупки). Цель первого документа - устранение административных барьеров для лиц и организаций, предлагающих свои услуги за рубежом. Второй направлен на совместимость решений в области электронных закупок и торгов для придания публичности и открытости полного цикла закупки от заказа до выставления счетов и доступа к каталогам.

К 2015 году Еврокомиссия готовится к тому, что оказание государственных услуг будет происходить в разных государствах Еврозоны так же, как это происходит внутри национальной системы.

Для повышения персональной мобильности граждан ЕС план предусматривает свободу передвижения по территории государств-участников. Возрастает необходимость совместимости услуг в сфере трудоустройства, обучения, здравоохранения и т.д. Уже к 2015 году государства Евросоюза берут на себя обязательства предоставить гражданам значимые трансграничные услуги в перечисленных областях. Но вместе с тем будет также обобщен опыт и по другим ключевым направлениям деятельности органов государственной власти. Данные услуги тестируются в рамках пилотных проектов. Некоторые из них станут доступны в электронной форме, а массовое внедрение предполагается запустить на основе типового инструментария.

Электронное правительство рассматривается как способ преобразований в интересах "улучшения организационных процессов и сокращения административных затрат". Государственные служащие выигрывают от повышения их компьютерной грамотности и освоения новых технологий управления. И в данной задаче Комиссия также делает акцент на обобщении и распространении успешного опыта и подготовке программы повышения квалификации специалистов. Помогать в этом будет единый портал ePractice.ru, где систематизируется соответствующая практика.

Рассматриваемый план дел Европейского электронного правительства вывел запоминающуюся формулу "лучшее правительство - то, которое незаметно". Одна из предлагаемых мер снижения административного бремени - это обращение информации заявителя по принципу "once only". Вводимые данные регистрируются только один раз и дальше должны тиражироваться для всех заинтересованных ведомств и сторон. Объединить эту идею разработчики плана предполагают к 2013 году в виде модели подобной регистрации.