Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Аутсорсинг позволит ИТ-ресурсам ОПК сфокусироваться на стратегических задачах

На конференции «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса» Maykor и «РТ-Информ» подписали соглашение о намерениях. О сути дальнейшего сотрудничества крупнейшей компании на рынке ИТ-аутсорсинга и единого интегратора Ростеха в области ИТ редакции CNews рассказал старший вице-президент по корпоративным продажам Maykor Павел Растопшин.

CNews: Павел, каково значение этого соглашения для Maykor, Ростеха и отрасли в целом?

Павел Растопшин: Сегодня Ростех прошел базовый этап формирования корпоративной структуры, и теперь одна из основных задач, которую представители госкорпорации озвучили на конференции ИТОПК, – это унификация принципов управления ИТ, разработка и опробование наиболее эффективных и инновационных практик эксплуатации инфраструктуры. Задача достаточно амбициозная. Ведь Ростех – это около 700 предприятий, сгруппированных в 15 холдинговых компаний. Каждое предприятие имеет собственный набор ИТ-систем и оборудования различного уровня и происхождения. Следует учесть и то, что у всех этих предприятий разные направления производства, специфика деятельности и, соответственно, разные требования к уровню сервиса ИТ. Цель нашего соглашения с «РТ-Информ» – способствовать выполнению этой задачи, в том числе и за счет развития практики аутсорсинга. В дальнейшем этот опыт может быть применим и в других сферах производства.

CNews: Какой будет роль Maykor?

Павел Растопшин: В рамках данного соглашения мы договорились обмениваться опытом в области эксплуатации распределенной инфраструктуры. Maykor – это 83 филиала и 400 сервисных подразделений. У нас есть определенный набор ноу-хау, которые помогают нам эффективно решать собственные задачи и способствовать повышению эффективности наших клиентов. Это то, что мы умеем лучше всего, – меньшими ресурсами делать больше работы и строить сервис в рамках больших территориально распределенных объединений. Сегодня на обслуживании у Maykor более 1,2 тыс. предприятий, количество поддерживаемых объектов превышает 1,6 млн, ежедневно мы отрабатываем более 6 тыс. заявок на техподдержку. Наша задача – поделиться этим опытом. С другой стороны, сотрудничество с «РТ-Информ» для нас – это возможность лучше понять специфику отрасли, чтобы в дальнейшем совместными усилиями разрабатывать услуги под требуемый формат.

CNews: Промышленность, и особенно оборонная, – отрасль, которая привыкла все делать своими силами. Аутсорсинг здесь пока не получил распространения. Как вы думаете, с чем это связано и изменится ли ситуация?

Павел Растопшин: На аутсорсинг обычно отдаются поддерживающие процессы. Но оборонка сама по себе критичная отрасль, и выделить здесь основные и поддерживающие процессы достаточно сложно. Это и объясняет то, почему аутсорсинг в ОПК используется редко. Изначально ко всем задачам, связанным с обороной, подходили как к критически важным. Но сегодня у отрасли и у государства появились новые потребности в сфере ИТ: необходимо осуществлять переход на отечественные системы класса ERP, PLM и другие. В этом свете становится понятно, что обслуживание базовой инфраструктуры (автоматизированные рабочие места, оргтехника, инженерные системы и прочие) должно осуществляться «как вода из крана», то есть без существенных усилий со стороны внутренних структур. Таким образом, собственные ИТ-ресурсы в ОПК должны быть сконцентрированы на ключевых задачах отрасли – для всего остального есть аутсорсинг.

CNews: Каков план действий по внедрению аутсорсинга в оборонную промышленность?

Павел Растопшин: Сама индустрия аутсорсинга уже имеет достаточный опыт и необходимые инструменты для реализации масштабных проектов, эта практика может быть применима и в ОПК. Изобретать велосипед с нуля не придется, нужно будет только «модернизировать» его под особенности оборонной промышленности. Для того чтобы перейти к аутсорсингу, самой отрасли необходимо провести обследование собственной инфраструктуры и определить четкие границы, какие функции являются критичными, какие – стратегическими, а какие – поддерживающими, которые можно доверить внешнему поставщику услуг. Также потребуется прописать содержание соглашения об уровне сервиса. В SLA для предприятий оборонной промышленности должен быть зарегламентирован практически каждый шаг – от требований к специалистам, допускаемым на объект, до детальной градации по срокам реагирования и устранения неисправностей в зависимости от типов оборудования, значимости инфраструктуры для критичных для производства процессов, важности самого объекта обслуживания и т.д.

Сплит - система Z2 ROBOT имеет золотой биоиспаритель и ряд других особенностей

Павел Растопшин: ОПК необходимо определить четкие границы, какие функции являются критичными, какие – стратегическими, а какие – поддерживающими, которые можно доверить внешнему поставщику услуг

Таким образом, нужно создать базовую схему применения аутсорсинга в ОПК на основе уже имеющихся наработок, которой могут воспользоваться предприятия, подстроив ее под себя с минимальными изменениями. Сейчас специалисты «РТ-Информ» и Maykor в составе экспертных групп как раз ведут эту работу.

CNews: Какие конкретно услуги и решения могут быть востребованы в ОПК и в промышленности в целом?

Павел Растопшин: Высокий потенциал имеют два ключевых направления – техподдержка ИТ и сервис инженерной инфраструктуры. Это базовые сервисы, которые наиболее легко передаются внешнему поставщику. И если в области аутсорсинга ИТ-функций в ОПК определенный опыт есть, то по отношению к инженерной инфраструктуре пока сервисный подход отсутствует совсем. При этом централизация функций эксплуатации инженерной инфраструктуры с помощью аутсорсинга может быть существенным источником оптимизации затрат.

Еще одно направление с высоким потенциалом востребованности в ОПК – разработка специализированных решений для поддержки сложных процессов, соответствующих актуальным российским и международным стандартам. В частности, наша дочерняя компания Maykor-GMCS на конференции ИТОПК презентовала собственную разработку на базе платформы «ВерЭкс» – программно-аппаратный комплекс поддержки эксплуатации сложной техники (ПАКПЭ). На его базе возможна реализация задач автоматизации процессов послепродажного обслуживания всего спектра продукции военного назначения. Одним из преимуществ данного решения является гибкость. Предприятие может выбрать и использовать только необходимые функциональные модули. Решение обладает большими возможностями для доработки функциональности под потребности заказчика, сопряжения с учетными системами предприятия, инструментами логистической поддержки, управления жизненным циклом и защиты информации.

CNews: Как скоро, по вашему мнению, аутсорсинг в ОПК станет распространенной практикой?

Павел Растопшин: Скорость любых преобразований зависит, во-первых, от политической воли, во-вторых, от внутренних драйверов. В настоящее время оба этих фактора присутствуют. Как и все предприятия, предприятия оборонно-промышленного комплекса заинтересованы в оптимизации затрат без ущерба производству. Для этого они стремятся привести к общему знаменателю свою инфраструктуру, сократить издержки на ее эксплуатацию, более эффективно использовать собственные ресурсы для разработки и внедрения передовых ИТ-решений поддержки критичных для бизнеса процессов. Мы видим заинтересованность руководства предприятий и руководства страны в этих преобразованиях. Конечно, не в одночасье, но постепенно аутсорсинг завоюет доверие и в ОПК, совместная работа экспертов аутсорсинга с представителями отрасли значительно ускорит этот процесс.