Разделы

ИТ в госсекторе Конференции Маркет

Цифровизации медицины мешает отсутствие стандартов

В России есть медицинские учреждения с высоким уровнем информатизации. Однако создание единой системы на региональном и федеральном уровне пока продвигается не слишком успешно. О том, почему это происходит, говорили участники организованной CNews Conferences конференции «ИТ в здравоохранении 2019».

Вадим Жук: На становление цифровой медицины потребуется несколько лет

О том, как технологии позволяют сделать медицинские услуги более безопасными, рассказал Вадим Жук, заместитель главврача по кардиологии многопрофильной клиники им. Н.И. Пирогова, медицинский советник компании «СП.Арм».

CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации медучреждений в России?

Вадим Жук: Качество и безопасность медицинской помощи — сиамские близнецы. Невозможно рассматривать одну характеристику в отрыве от другой. В настоящее время мы научились лечить большинство заболеваний, но, в силу разных причин, безопасность отошла на второй план, и это касается не только РФ.

В ходе цивилизационного развития общество выработало две стратегии управления товарным производством и качеством любых услуг: это жесткое администрирование и добровольная стандартизация. В наше постиндустриальное время мы становимся свидетелями становления третьего метода – создание среды, которая исключает неправильные действия.

Если рассмотреть медицину, то мы увидим, что эта сфера социально значима, но при этом инертна и жестко регламентирована. Наш регулятор — государство — не очень-то поощряет саморегуляцию в своих организациях, а традиционно поддерживает качество и медицинскую безопасность жестким административным управлением. В частной медицине тоже пытаются решить эту задачу, но иначе — добровольным внедрением лучших практик, стандартных операционных процедур, стандартов менеджмента и пр. Думаю, что лучший результат дал бы симбиоз этих двух подходов. К вопросу о создании «правильной среды». Нам посчастливилось стать участниками развертывания такой системы — тандема медицинской организации и МИС, – которая облегчает принятие правильных решений и сильно затрудняет решения, способные повредить качеству и безопасности. Я имею ввиду ВЦЭРМ им. Никифорова и «СП.Арм», которые совместными усилиями получили звезду 6 уровня HiMSS.

CNews: Какие электронные сервисы могли бы быть полезными в этой связи?

Вадим Жук: Сама медицинская информационная система во всем своем многообразии ставит своей целью глобальное улучшение медицинской помощи: чем активнее она внедряется, чем шире охватывает деятельность медицинской организации, тем качество и безопасность становятся выше. Из отдельных сервисов стоит отметить развитие системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) и дистанционные медицинские сервисы, включая электронную медицинскую карту россиянина, электронный личный медицинский кабинет и телемедицинские сервисы в аспекте второго мнения, дистанционного обучения и проведения консилиумов.


Наталья Рудычева